Польша признала вину своих пилотов

Польская правительственная комиссия обнародовала свои выводы относительно причин катастрофы самолета Ту-154М под Смоленском. Несмотря на попытку переложить часть вины на Россию, в целом позиция поляков совпадает с выводами комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154М разбился при заходе на посадку на аэродром Северный под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев — из-за сильного тумана была плохая видимость. На борту находились 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто.

12 января этого года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования катастрофы, согласно которому, непосредственной причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

По мнению экспертов МАК, экипаж должен был учесть сообщения о неблагоприятных погодных условиях. По словам председателя МАК Татьяны Анодиной, несмотря на предупреждения о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, экипаж самолета Ту-154 не принял решения об уходе на запасной аэродром. В то же время, как уточнил министр транспорта РФ Игорь Левитин, российские диспетчеры не могли запретить спецборту посадку — решение о том, садиться на данном аэродроме или уйти на запасной, принимает командир корабля.

Кроме того, как заявила председатель МАК, экипаж был недостаточно подготовлен к особо важному полету. По ее словам, вылет был произведен без наличия у экипажа данных о фактической и прогнозируемой погоде в аэропорту назначения и актуализированной аэронавигационной информации.

Читайте также: Катынь. Миф российско-польской "перезагрузки"

В определенный момент посадки шансы избежать катастрофы стали практически нулевыми, считает МАК. "Маневр по избежанию столкновения с препятствием был предпринят экипажем в последний момент. Маневр был очень резким, и на записи бортового самописца зафиксировано, что к моменту столкновения с березой самолет был выведен за эксплуатационные углы атаки, — сообщил глава технической комиссии МАК Алексей Морозов. — Если бы не было столкновения с березой, то, наиболее вероятно, через две-три секунды самолет бы вышел на режим так называемого сваливания с последующим столкновением с землей".

Плюс к тому, как было установлено, в момент посадки в кабине пилотов находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Согласно выводам экспертов, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров.

Доклад Межгосударственного авиационного комитета в Польше восприняли по-разному. Например, брат погибшего президента, Ярослав Качиньский заявил на заседании Сейма: "Непосредственные причины трагедии лежат на российской стороне". Польская оппозиция попыталась использовать трагедию в Смоленске в собственных целях. Это выглядело настолько цинично, что премьер-министр Дональд Туск был вынужден одернуть некоторых депутатов и политиков с их антироссийской риторикой, заявив: "Выяснение правды о катастрофе не может быть поводом для политической авантюры".

В то же время специалисты, включая польских, сошлись во мнении, что расследование МАК было проведено компетентно и сняло все вопросы о причинах трагедии под Смоленском.

"Комитет, который проводил это расследование, справился с задачей профессионально, — уверен глава Yates Consulting, британский авиационный эксперт Крис Йэйтс. — Комитет пришел к выводу, что, в первую очередь, вина лежит на польском пилоте и его помощнике. В транскрипции разговоров между пилотом и теми, кто был на земле во время последней попытки приземления, заключена важная деталь: возможности для приземления в том аэропорту не было".

Читайте также: Лех Качиньский в круге мистики и спекуляций

Британский эксперт убежден, что, обладая такой информацией, пилот должен был следовать инструкциям диспетчера и отправиться в близлежащий аэропорт, где условия для приземления были лучше.

"Ошибки пилота — главная причина падения самолета. Также были проблемы с подготовкой к визиту. Я бы сказал, что не давление на военных пилотов, а ошибки и провалы в их работе привели к трагедии, — заявил польский военный эксперт, бывший пилот ВВС Польши Михаль Физер. — Недостаток опыта полетов — это одно, а вот жизненный опыт — другое. Когда тебе тридцать пять, у тебя нет жизненного опыта и много амбиций. Ты пытаешься выполнить задание, потому что президент ожидает, что ты посадишь самолет в определенном месте. А ты хочешь доказать ему, что ты способен на это".

Мнения об ошибке пилотов придерживается и аккредитованный при МАК представитель Польши Эдмунд Клих. "Я уверен, что большинство причин катастрофы под Смоленском лежат на нашей стороне. Нельзя даже говорить о том, что есть какие-либо проступки со стороны России, — заявил он. — Не может хороший экипаж при исправности самолета (а информации, что Ту-154 был неисправен, нет) так осуществлять посадку. Даже если бы с земли подавались другие команды".

К аналогичным выводам пришла и польская правительственная комиссия по расследованию причин катасрофы, итоговый доклад которой обнародован в пятницу, 29 июля. Ранее руководитель комиссии, глава МВД Ежи Миллер неоднократно заявлял, что, исходя из данных, имеющихся у комиссии, основная вина лежит на польской стороне. Миллер предупреждал, что доклад будет "суровым" и "болезненным" для Польши.

Читайте также: Смоленская катастрофа: "циничное покаяние"

Тем не менее, в докладе говорится, что "аэродром не обеспечил безопасности полета, в том числе, из-за плохой видимости". Как аэропортовые службы могли повлиять на туман — не понятно. Кроме того, как уже было сказано, решение о посадке экипаж принимал самостоятельно, а не под давлением российских диспетчеров.

Еще одно расхождение с докладом МАК состоит в том, что, по мнению польской комиссии, на президентском самолете не была настроена система предупреждения столкновения с землей TAWS. "Прибор TAWS было плохо подготовлен для полета в Смоленск. Его подготовкой и активацией должен был заниматься второй пилот", — сообщили эксперты на презентации доклада в Варшаве. В то же время МАК сообщал ранее, что, как установили специалисты, система TAWS и бортовые компьютеры на самолете президента Качиньского были исправны. Исследование проводилось в лаборатории исследовательского центра компании UASC в США. "Установлено, что оборудование в полете 10 апреля было исправно и обеспечивало экипаж и системы самолета необходимой информацией", — говорится в сообщении МАК.

Впрочем, в целом доклад польской комиссии совпадает с докладом МАК. Согласно выводам поляков, экипаж не хотел садиться, он хотел сделать пробный заход на посадку, который и стал роковым. "У экипажа не было возможности уйти на второй круг", — говорится в документе.

Что касается нахождения в кабине пилотов главы ВВС, то "польская комиссия не нашла доказательств, чтобы глава ВВС непосредственно оказывал давление на экипаж с целью посадить самолет. Тем не менее, экипаж находился под давлением из-за высокого уровня рейса и из-за того, что на борту находились первые лица государства". Впрочем, там же содержится и следующий вывод: "Работа экипажа была хаотичной, в работе мешали появляющиеся в кабине третьи лица, управляющий пилот, командир, был загружен ведением радиосвязи".

При этом пилоты не обращали внимания на показания системы TAWS, которая даже если и была плохо настроена, но все равно работала. "Члены экипажа игнорировали предупреждения системы TAWS. Процедура ухода была сделана на 60 метров ниже допустимой", — говорится в докладе.

Кроме того, эксперты польской комиссии считают, что пилоты не реагировали на ошибки в процессе "пробной посадки", а командир экипажа принял ошибочное решение об уходе на второй круг "в автоматическом режиме", в то время как такой возможности не было. "От команды "Уходим" до осуществления каких-либо действий прошло пять секунд", — говорится в докладе. Возможно, это были именно те пять секунд, которые не позволили самолету избежать столкновения с деревом.

Читайте также: Борт Качиньского — бомба замедленного действия

Польские эксперты полностью согласились с выводами МАК о плохой подготовке летчиков ВВС страны. "Ошибки в подготовке пилотов, уровень их подготовки создали угрозу проведению полетов. Контроль над их обучением был недостаточным", — говорится в докладе.

Выводы польской комиссии не должны сказаться ни на внутриполитической ситуации в стране, ни на взаимоотношениях Польши и России — принципиально они не отличаются от выводов МАК. "Мы исследовали причины инцидента, а не то, какая вина лежит на каждой стороне. Комиссия не занималась расследованием, кто виновен в катастрофе", — сказал Ежи Миллер, глава МВД Польши, отвечая на вопрос журналиста о том, российская или польская сторона и в какой мере ответственны за трагедию под Смоленском.

Тем не менее, вероятнее всего, польская оппозиция вновь попытается использовать доклад в своих целях, разыгрывая, как водится, антироссийскую карту. Однако после трагедии прошло уже больше года, и все, кто хотел, уже сформулировали свою точку зрения по ее поводу. Политическая истерия даже если поднимется, то очень быстро утихнет.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
В Латвии готовят тотальный запрет на русский язык
Новая угроза "Газпрому": ЕС договаривается с Ираном
В Латвии готовят тотальный запрет на русский язык
В России начаты госиспытания новейшего истребителя МиГ-35
Ученые рассказали о неизвестных ранее свойствах клубники
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Жильцы первого дома реновации готовы докупить метры 
Новая угроза "Газпрому": ЕС договаривается с Ираном
США подтвердили атаки Украины в Донбассе
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Когда Прибалтика станет нищей
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Когда Прибалтика станет нищей
Когда Прибалтика станет нищей
Раскрыт девиз сборной РФ - про сердце, но без валидола
Поклонская требует уничтожить карикатуру с ней и любимым царем
Голландцы готовы просить помощи у Шойгу по делу рейса MH17