"Война паспортов" ударила по Румынии

Отношений между Румынией и Венгрией могут сильно осложниться. Причина — проблема положения румынских венгров, активно борющихся за предоставление им территориальной автономии.

Последний раз вопрос дал о себе знать полторы недели назад. Депутат Европарламента от Румынии Корина Крецу призвала снять с должности вице-председателя этого органа, румынского венгра Ласло Тёкеша. (Он не раз позволял себе призывы к отделению от Румынии исторической области Трансильвания). Дескать, откровенный венгерский сепаратист и экстремист не может занимать столь высокую должность.

Месяцем ранее в самой Румынии ряд политиков потребовали отставки главы МВД Василе Благи. За то, что тот не предпринимает никаких мер против поднимающих голову венгерских организаций, требующих создания территориальной автономии на территории уездов Муреш, Харгита и Ковасна. В них мадьяры составляют большинство населения.

Проблема румынских венгров появилась давно. В настоящее время мадьяры составляют порядка семи процентов населения Румынии, их численность — около 1,5 миллионов человек. Проживают они не только в трёх вышеозначенных уездах, но и на территории всей исторической области Трансильвания. А она занимает почти половину общей площади Румынии.

Читайте: Румынское наступление на Украину

Борьба с венгерскими организациями в Румынии — ирония "политической" судьбы. Президент страны Траян Бэсеску любит спекулировать на исторические темы. Называет Молдавию "вторым румынским государством". Румынские власти в прошлом году облегчили процедуру получения своих паспортов для жителей Молдавии, Черновицкой и Одесской областей Украины. Теперь Бэсеску в собственной стране приходится "держать оборону" от точно таких же поползновений со стороны западного соседа — Венгрии, и местных мадьяр.

Румынской Трансильвания была не всегда. И местные венгры, и многие политики в Будапеште открыто оспаривают принадлежность этой земли румынскому государству. Сегодня такие люди находятся в Венгрии у власти. Так, премьер-министр Виктор Орбан не раз ратовал за раздачу венгерских паспортов трансильванским соплеменникам. А ультраправая венгерская партия "Йоббик", получившая на выборах этого года более 15 процентов голосов, открыто говорит о необходимости вернуть Трансильванию.

Фото: AP

История края очень сложна. С одной стороны, ещё две тысячи лет назад здесь жили даки — предки румын. С другой, край (с небольшими перерывами) входил в состав Венгерского королевства с IX века до 1918 г. Население здесь испокон веков было смешанным, румыны и венгры жили рядом. Поскольку вплоть до начала прошлого века хозяйничали тут мадьяры, румыны находились в положении притесняемого меньшинства (а в ряде районов — и вовсе притесняемого большинства).

В 1918 г. ситуация изменилась. После поражения Австро-Венгрии (частью которой было Венгерское королевство) в Первой мировой войне, Трансильванию передали Румынии, воевавшей на стороне победившей Антанты. И уже мадьяры, в ряде районов составлявшие большинство, оказались в роли угнетённых, жаждущих перекроить карту и воссоединиться со своей этнической родиной.

В годы Второй мировой войны и Венгрия, и Румыния воевали на стороне Германии. Для того, чтобы заполучить в союзницы обе страны, Гитлеру пришлось принять компромиссное "решение" по Трансильвании: край был разделён между двумя державами. После войны прежний порядок вещей был восстановлен. ПосколькуРумыния разорвали союз с нацистами раньше соседей, державы-победительницы (СССР, США и Британия) оставили край ей.

С конца 1940-х и вплоть до 1989 г. и Румыния, и Венгрия были социалистическими. В 1954 г. румынское руководство попыталось смягчить национальные противоречия, создав Венгерскую автономную область. Но пришедший к власти в 1965 г. Николае Чаушеску её упразднил, венгерские школы позакрывал. Многие мадьярские деревни были стёрты с лица земли бульдозерами, их обитатели расселены среди румын. Пограничные с Венгрией районы заселялись румынами. Отношения между Румынией и Венгрией были испорчены.

Стоит ли удивляться, что румынские венгры стали главной движущей силой в свержении Чаушеску. Кровавые события конца 1989 г., приведшие к падению его власти и последующему расстрелу диктатора, начались именно с помещения под домашний арест в городе Тимишоара венгерского священника Ласло Тёкеша. Того самого, который в наши дни высказался за отделение Трансильвании от Румынии. Будапешт тогда открыто встал на сторону антикоммунистической оппозиции.

За прошедшие после падения социализма 20 лет и Венгрия, и Румыния вступили в Евросоюз и НАТО. Но их общее членство в важнейших европейских и евроатлантических организациях не сняло вопрос о положении румынских мадьяр с повестки дня. Да, сносить деревни и закрывать школы в Румынии прекратили. Но территориальной автономии венграм не предоставили.

В 2004 г. венгерские депутаты румынского парламента предложили властям создать её в границах уездов Муреш, Харгита и Ковасна, где мадьяры составляют большинство. Но власти страны и лично президент Траян Бэсеску категорически это отвергли. Однако мадьяры настойчиво, из года в год, ставят данный вопрос на повестку дня.

Фото: AP

В 2008 г. речь зашла уже не об автономии. Тёкеш, ставший депутатом Европарламента, заявил, что "независимость Косово является хорошей моделью для части Румынии — Трансильвании". Спустя год, возглавляемый им Национальный секейский совет (секеи — второе название трансильванских венгров) объявил о создании "секейской автономии" на территории трёх, преимущественно венгерских по составу населения, уездов. Власти Румынии решения съезда не признали.

И вот в июле этого года Тёкеш, теперь уже вице-председатель Европарламента, опять произнёс слова, которые вряд ли понравились Бухаресту. "Секейский край по размерам такой же, как Косово. Косово добилось независимости. Так почему Секейский край не может иметь автономию?", — вопрошал он. В таком контексте автономия вполне может быть шагом к отделению. Так что недовольство румынских депутатов таким зампредом Европарламента понять можно.

Не дремлют и в Будапеште. Весной парламент Венгрии объявил 4 июня (день, когда в 1920 г. Трансильванию отдали Румынии) Днём национального единства, а всех мадьяр, проживающих за пределами страны, — неотъемлемой частью венгерской нации. Процедура получения венгерских паспортов была упрощена.

Жалоба на Тёкеша в стенах Европарламента показала, что румынско-венгерский спор выходит на общеевропейские площадки. Пока Евросоюз в него не вмешивается. Но долго ли он будет делать вид, что ничего не происходит? Учитывая, что венгры в Словакии, Сербии и на Украине ведут себя примерно так же, как и в Румынии. И зона потенциального конфликта охватывает сразу несколько стран.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить