В Чехии умер бывший президент страны Вацлав Гавел

Гавел: последний аккорд недруга России

В Чехии на 76-м году скончался первый президент страны, лидер положившей конец социализму в Чехословакии "Бархатной революции" Вацлав Гавел. Для многих в мире он стал символом демократии и сопротивления тоталитаризму. Но вот другом России его назвать никак нельзя. Нашу страну он не любил буквально с младых ногтей.

Имя Вацлава Гавела давно известно далеко за пределами родной Чехии. В 1989 году он стал лидером "Бархатной революции", положившей конец более чем 40-летнему правлению коммунистов в Чехословакии. После распада страны Гавел стал первым президентом Чешской Республики. При нем Чехия вступила в НАТО и начала переговоры о приеме в Евросоюз. Кроме того, покойного чешского лидера знают многие любители театра. Его пьесы много десятилетий шли на ведущих драматических сценах мира.

Здоровье Гавела давно оставляло желать лучшего. Только в бытность президентом страны в 1993–2003 годах его госпитализировали 15 раз. Серьезные проблемы со здоровьем преследовали бывшего чешского президента и после ухода из власти. Будучи заядлым курильщиком, он сумел избавиться от пагубной привычки. Но в последние месяцы состояние Гавела стало совсем плохим. И 18 декабря пришло известие о его кончине. Как сказано в официальных сообщениях — после тяжелой продолжительной болезни. По случаю кончины Гавела в Чехии объявлен траур. Похороны политика пройдут 23 декабря — за пять дней проститься с ним смогут все желающие.

Читайте также: Гавел: икона демократии и критик России

Действующий президент и многолетний оппонент Гавела Вацлав Клаус назвал его смерть "невосполнимой утратой". Тысячи чехов вышли со свечами на улицы Праги и других городов страны. Телеграммы соболезнования прислали в Прагу лидеры Польши, Германии, США, Франции, Великобритании. Практически во всех них Гавела называют "символом свободы, демократии и перемен". Российские руководители соболезнований не прислали, что в охваченной трауром Чехии воспринято крайне болезненно. Впрочем, понять российских руководителей во многом можно.

Гавел не любил Россию, как не любил и Советский Союз. Вспомним хотя бы несколько случаев. Так, в 2005 году он призвал оказать давление на нашу страну, потому что она, мол, представляет собой угрозу миру. Пришлось нынешнему президенту Клаусу заочно ответить предшественнику. "Я не думаю, что современная Россия угрожает стабильности в мире. Если бы это было так, то Чехия, будучи не далекой от России страной, почувствовала бы это на себе", — отметил он. Но Гавел гнул свою линию дальше…

Во время приезда Владимира Путина в Прагу в марте 2006 года Гавел призвал немедленно покончить с войной в Чечне. "Мы должны помочь российской власти вылезти из этой чумы… Перед нашими глазами предстал разрушенный до основания Грозный. Ничего подобного в мире не случалось с 1944 года, когда Гитлер в наказание разрушил восставшую Варшаву… Война в Чечне длится уже более 300 лет. Во времена царизма речь шла о колониальной войне. Во времена Сталина это был геноцид целого народа. С учетом числа жертв мы можем говорить о том, что это самый страшный конфликт из всех существующих на земле в начале XXI века", — отметил Гавел.

Читайте также: Вацлав Клаус: гроза ЕС и "похититель ручек"

Излишне говорить, что Гавел, мягко говоря, притягивал факты за уши. Российская армия не уничтожала чеченцев по национальному признаку. А разрушение Грозного произошло не при Путине, против приезда которого так возражал Гавел, а при Борисе Ельцине. И при всем ужасе того, что случилось с Грозным, он не разрушался сознательно — в отличие от Варшавы в 1944 году. Кроме того, сам Гавел, вопреки мнению большинства чехов, поддержал бомбардировки Югославии в 1999 году и войну в Ираке в 2003. И уж во сколько раз число погибшихиракцевпревысило количество жертв в Чечне? Так что сомнительный был миротворец.

 

 

Во время войны в Южной Осетии Гавел открыто встал на сторону Грузии, за что незадолго до смерти получил из рук Михаила Саакашвили грузинский орден Победы. А три года назад он обрушился на Россию. "Москва попрала нормы международного права и нарушила территориальную целостность государства-партнера НАТО… Я — за вступление в НАТО Украины, Грузии и даже Белоруссии, когда она освободится от режима Лукашенко. Альянс — это сложившаяся структура с крепкими ценностями и четкими географическими границами, и прием новых членов должен отвечать его внутренней логике и желанию союзников".

Когда он пришел к власти, Чехословакия, а затем Чехия не просто развернули свою политику на Запад, но и отвернулись от России. Начиная с 1993 года, когда Прагу посетил Борис Ельцин, Гавел никогда больше не встречался с российскими лидерами. С Владимиром Путиным он и вовсе не хотел встречаться — мол, нельзя иметь дел с бывшим офицером КГБ. А уже отойдя от власти, он выступил за размещение в Чехии радара американской системы ПРО — хотя две трети чехов были категорически против. Что ж, он до конца был противником России.

Читайте также: Чехия объявила новую войну истории

В последний год своей жизни Гавел тоже стал участником скандала с русофобским оттенком. Узнав, что лауреатом когда-то врученной и ему немецкой премии "Квадрига" должен стать Владимир Путин, он пригрозил демонстративно отказаться от награды. А за пару недель до смерти он высказался по поводу парламентских выборов в России. "Российское общество ведет борьбу с самой жесткой из всех известных форм посткоммунизма, с этакой особенной комбинацией старых стереотипов и новой бизнес-мафиозной среды. Я слышу в происходящем, прежде всего, эхо крушения "железного занавеса", отзвук политических перемен 1989-1990 годов", — отметил он.

Неприязнь к России налицо. Однако в оправдание Гавела можно сказать, что в своей русофобии и антисоветизме он был последователен. В отличие, например, от премьера Эстонии Андруса Ансипа, начинавшего карьеру инструктором горкома, бывший президент Чехословакии и Чехии был заправским диссидентом, никогда не вступавшим в Компартию и немало натерпевшимся при коммунистах.

Вацлав Гавел родился в 1936 году в одной из богатейших семей Чехословакии. В годы Второй мировой войны, когда многие чехи в оккупированной немцами стране лишились имущества, Гавелы его сохранили. Прямых доказательств откровенного коллаборационизма отца будущего президента нет, но без определенной лояльности нацистам сохранить нажитое было невозможно. Так что ненависти к Германии и немцам у Гавела не было — тем более, что после войны часть его родни уехала в ФРГ. Иное дело — СССР и Россия.

Читайте также: Дубчек: коммунист-демократ против СССР

После войны к власти в Чехословакии не без помощи Советского Союза пришли коммунисты. Они приступили к изъятию собственности у богатых, пострадала и семья Гавелов. Молодому Вацлаву как ребенку "неправильного происхождения" не позволили сразу поступить в вуз. Стоит ли удивляться тому, что его пьесы, которые стали ставиться в середине 1960-х годов, носили ярко выраженный антикоммунистический характер. И тому, что в 1968 году Гавел не просто принял участие в "Пражской весне", а примкнул к радикально антисоциалистическому ее крылу.

За свои убеждения Гавел пострадал. В 1968–1989 годы его несколько раз подвергали аресту, его пьесы были запрещены на чехословацкой сцене. Впрочем, ему все-таки разрешили уехать в ФРГ, а во время заключения ему не мешали получать гонорары за постановки своих пьес, например, в соседней капиталистической Австрии. Однако все гонения на него былиинспирированыне в СССР — постарались чехословацкие коммунисты. Так что неприязнь к России, в данном случае, вещь не совсем логичная.

Уже придя к власти, Гавел не избежал искушения местью. Как часто бывает после революции (в том числе и "Бархатной"), борьба с наследием предыдущей эпохи в Чехии часто принимала клинические формы. Так, более 100 тысяч бывших функционеров Компартии или Службы безопасности лишились работы, многих из них ссылали в котельные. Обозреватель "Правды.Ру" лично встречался с женщиной, работавшей в библиотеке одного из райкомов КПЧ. Ей в годы демократии выписали "волчий билет", и она очень долго мыкалась без работы. В то же время громких судов над бывшими руководителями страны, в отличие от Польши и Прибалтики, Чехия избежала.

Читайте также: Чехия указала новой ПРО США на дверь

Гавел активно включился в борьбу с историей. 40-летний период правления коммунистов изображался исключительно в черных цветах. Всячески старались "задвинуть подальше" тот факт, что СССР был не только страной, навязавшей чехам коммунизм, но еще и государством, освободившим их от нацизма и насильственного онемечивания. Концепция "на смену нацистскому тоталитаризму пришел коммунистический" до сих пор господствует в чешской исторической науке — хотя такое сравнение, мягко говоря, притянуто за уши (при всех недостатках социализма в Чехословакии).

У чехов отношение к покойному президенту было неоднозначным. С одной стороны, ему были благодарны за то, что распад Чехословакии (в отличие от Югославии) прошел мирно, а последствия "шоковой терапии" реформ были смягчены. С другой, его постоянные оглядки на ЕС, США и Германию вызывали у многих в Чехии много вопросов. То и дело можно было услышать разговоры о "смене московского обкома на вашингтонский, брюссельский и берлинский".

Очень часто Гавел становился предметом насмешек сограждан. Например, за то, что уже будучи президентом, не забывал об устройстве личной жизни. Похоронив в середине 90-х годов любимую народом первую жену Ольгу, президент женился на актрисе Дагмар Вешкрновой, известной своей бурной личной жизнью. Многих также раздражало, что Гавел картавил. У чехов, как и у любых других славян, это считается дурным тоном.

Обозреватель "Правды.Ру" получил в день смерти Гавела несколько сообщений от своих чешских знакомых и коллег. И их смысл сводился к следующему: "Гавел так и не смог объяснить согражданам, что же конкретно он хотел построить". Возможно, занимаясь местью России и коммунистам и оголтело поддерживая все начинания Запада, у него просто не хватило времени подумать, как же надо обустроить прекрасную страну в центре Европы.

Что же касается российско-чешских отношений, то они с уходом Гавела имеют все шансы улучшиться — ведь над ними больше не нависает тень известного на весь мир "цензора-русофоба". О братской славянской дружбе говорить не приходится, но выстроить спокойные прагматичные отношения можно. Россия и Чехия никогда не воевали друг с другом, у нас нет спорных территорий и таких спорных вопросов истории, которые бы уходили корнями в глубину веков.

Вацлав Гавел останется в истории сложной и противоречивой фигурой. Он стал символом демократии и борьбы за свободу, но он не сумел преодолеть русофобию и неприятие коммунизма. Он смог относительно безболезненно провести Чехию через реформы, однако не сохранил единую Чехословакию. Он был драматургом в политике и политиком в литературе. Но одно можно сказать точно: Гавел займет самое видное место в истории Европы конца ХХ — начале XXI века. Его имя стало символом, и этого у него не отнять.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Историк-богемист, обозреватель "Правды.Ру"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить