Новая конституция Венгрии

Венгрия нацелилась на реванш

Парламент председательствующей в Евросоюзе Венгрии принял новую конституцию, в которой содержатся прямые намеки на пересмотр итогов не только Второй, но и Первой мировой войны. То, на что нынешний премьер Виктор Орбан много лет намекал и что неоднократно приводило к скандалам с соседями, теперь официально стало государственной политикой.

Привычка к историческим спекуляциям водилась за нынешним венгерским руководством давно. Правда, следует подчеркнуть, что почва для этого — более чем благодатная. И дело тут далеко не в том, чтобы отвлечь внимание собственного народа от бедственного положения Венгрии, одной из первых принявших на себя сильный удар мирового кризиса, — на это наложилась историческая память, до сих пор вызывающая у миллионов венгров чувство национальной неполноценности.

До 1918 года Венгрия была королевством (значительную часть истории — в составе Австрии и Австро-Венгрии), занимавшим площадь, минимум вдвое превышавшую нынешнюю территорию страны. В него входила вся Словакия, половина Румынии, большая часть Хорватии, сербская Воеводина, украинское Закарпатье, небольшие части Словении и Австрии. Венгры были господствующей нацией, а прочие народы находились в ущемленном положении.

Но после Первой мировой войны Венгрия оказалась в стане проигравших. Часть ее территории вошла в состав Чехословакии, Румынии и Югославии. Там образовалось большое мадьярское национальное меньшинство. Попытка вернуть утраченное с помощью союза с Гитлером провалилась — в 1945-м мадьяры вновь оказались в числе проигравших. Венгрию вернули в границы после Первой мировой, в которых она существует сегодня.

Читайте также: Игры с ковром, или Скандал в Евросоюзе

А за пределами Венгрии в результате проживает свыше трех миллионов представителей этого народа. В Румынии мадьяр насчитывается почти полтора миллиона (7 процентов населения), в Словакии — полмиллиона (порядка 10 процентов), в Сербии — 400 тысяч (5 процентов, и почти 20 процентов населения автономного края Воеводина). Наконец, в украинском Закарпатье живут порядка 150 тысяч мадьяр (12 процентов населения региона).

Многие зарубежные венгры не смирились с положением нацменьшинства и стремятся вновь видеть своей столицей Будапешт. О том же мечтают и многие венгерские политики. Принципиально важно тут то, что одним из таких политиков является сам премьер Орбан. Он не раз выступал с инициативами раздачи венгерских паспортов жителям соседних стран, говорил о несправедливости итогов мировых войн. Это многократно приводило к конфликтам с Румынией и Словакией, но "вещий Виктор" свою линию гнул и гнет.

Фото: AP

Первый раз Орбан был у власти в 1998–2002 годы. В прошлом году он вернулся к руководству страной, и инициативы по пересмотру истории посыпались как из рога изобилия. День подписания Трианонского договора 1920 года, по которому Венгрия лишилась значительной части территории, был объявлен Днем национального единства. Председательство страны в ЕС началось с того, что в Брюссель привезли ковер, где была изображена карта Венгерского королевства в период его расцвета.

И вот теперь — новая конституция. То, что президент Пал Шмитт (однопартиец Орбана по Венгерскому гражданскому союзу — ФИДЕС) ее подпишет, сомнений нет. Разве что Евросоюз потребуетпереписать новые положения. Благо, отдельные статьи нового основного закона страны способны взорвать континент.

Прежде всего речь идет о том, что в новой конституции предлагается называть государство не "Венгерская Республика", а просто "Венгрия". Прямо в преамбуле основного закона содержится отсылка к Короне Святого Стефана (Иштвана) — средневековому мадьярскому государству, превосходящему их современную страну по площади раза в два-три. А дальше идут формулировки, прямо говорящие, что три с половиной миллиона зарубежных венгров должны считаться гражданами Венгрии.

"Венгрия, руководствуясь идеей единства венгерской нации, несет ответственность за судьбу живущих за ее пределами венгров". "Венгрия защищает своих граждан". "У каждого венгерского гражданина есть право на защиту Венгерского государства во время его пребывания за рубежом". "Венгерского гражданина нельзя выслать с территории Венгрии. В любое время он может въехать из-за границы на Родину". "Каждый венгерский гражданин обязан защищать Родину". И так далее…

Считать ли гражданами Венгрии тех мадьяр, кто живет в сопредельных странах? Учитывая, что премьер Орбан активно взялся за раздачу паспортов своей страны, — считать. В марте из Будапешта пришло сообщение, что до конца года свыше 200 тысяч жителей сопредельных государств станут венгерскими гражданами. Консульства Венгрии и соответствующие учреждения внутри страны работают не покладая рук.

Руководители Трансильванского венгерского национального совета в Румынии уже договорились с Будапештом об открытии "демократических пунктов", которые призваны ускорить выдачу паспортов. Только в Румынии сейчас лежат не рассмотренными около 45 тысяч заявлений. В сербской Воеводине и украинском Закарпатье запись окончена до конца года — такой вал.

 

Фото: AP

Только в Словакии процесс идет вяло, но оно и понятно: словацкие власти чинят на пути венгерского реваншизма все возможные препятствия, не прибегая, в отличие от тех же румын, к воинственным заявлениям. Кроме того, Словакия, как и Венгрия, входит и в ЕС, и в Шенгенскую зону, так что практических преимуществ венгерский паспорт не дает. Тем не менее словацкие венгры все равно активно глядят в сторону Будапешта.

Какую Родину в случае войны пойдут защищать получившие левым образом венгерские паспорта сербские или румынские венгры? Догадаться несложно. "Венгрия защищает своих граждан" — формулировка тоже расплывчатая. Если ее граждане живут на территории соседнего государства, она, похоже, тоже обязана их защищать. Любыми средствами, если следовать этой логике.

Похоже, что стремление изменить итоги Второй мировой войны и перекроить границы перешло у властей Венгрии из плоскости ничем не подтвержденных заявлений в сферу практических действий. Весь вопрос в том, как далеко оно зайдет. Говорить о том, что подобные действия угрожают стабильности во всей Европе, излишне.

Впрочем, теперь Евросоюзу вряд ли удастся делать вид, что проблемы венгерского меньшинства в сопредельных с Венгрией странах нет. Ему придется обратить на него внимание, иначе последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"


 

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *