Россия прекратила историю обмана

В ночь на 13 декабря в России вступил в силу мораторий на действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Поставлена точка в семнадцатилетней истории проволочек, обмана и стремления играть на терпении и желании обезопасить мир в Европе.

Ситуацию с договором прокомментировал "Правде.Ру" бывший директор российского департамента Совета по национальной безопасности при президенте Билле Клинтоне Джеймс Голдгер.

" Правда.Ру": Есть вероятность того, что страны НАТО ратифицируют ДОВСЕ?

Джеймс Голдгер: Страны НАТО отказались ратифицировать до тех пор, пока Россия не выполнит свои обязательства, прописанные в дополнении к ДОВСЕ 1999 года, согласно которым она должна вывести свои войска из Молдавии и Грузии.

" Правда.Ру": Есть ли вероятность того, что США усилит свои попытки разместить ракетный щит в Чехии и Польше?

Джеймс Голдгер: Это два совершенно разных вопроса. Ракетный щит США в Чехии и Польше не имеет никакого отношения к России - это реакция на потенциальную угрозу, исходящую от Ирана. Размещение ракетного щита зависит лишь от размеров угрозы Ирана и согласия Чехии и Польши.

"Правда.Ру": Можем ли мы говорить, что мир находится на грани еще одной «холодной войны»?

Джеймс Голдгер: Нет, «холодная война» - это конфликт между двумя супердержавами, которые доминируют в мире, как в политическом, так и в экономическом, идеологическом и военном плане. Сегодня о подобном конфликте речь не идет.

С предложением приостановить действие договора на территории России выступил 26 апреля Президент России. Причина объяснимая и не опровергнута ни одним членом НАТО- Россия единственная из стран, подписавших документ, соблюдала все условия договора в то время, как другие участники даже не ратифицировали его. Закон "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе" был принят депутатами Госдумы, утвержден Советом Федерации 7 ноября и 16 ноября . 30 ноября Владимир Путин подписал этот закон.

Введение моратория было вызвано "исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию ДОВСЕ, затрагивающими безопасность России и требующими принятия безотлагательных мер"- говорилось в указе президента РФ.

В этой связи Брюссель все это время заявляли, что Россия прямо нарушает Договор, и напоминал Москве, что ее действия могут "свести на нет" сам фундамент европейской безопасности. Европа вспомнила о фундаменте, который она благополучно разрушала все эти годы.

До настоящего времени 27 участниц - стран НАТО не ратифицировали договор, а значит, не являются его членами, следовательно, говорить о правах или обязательствах России с юридической точки зрения является ничтожно, с политической - обвинить в том, в чем НАТО формально вообще не участвует.

Но возникает вопрос, почему так откровенно и последовательно НАТО искали одну за другой причины не входить в Договор. Дело в содержании этого документа, который, в сущности, нарушает планы альянса и его ратификация существенно ограничит аппетиты получить преимущества в перспективе.

ДОВСЕ был подписан 19 декабря 1990 года в Париже 16 государствами - членами НАТО и 6 государствами (после объединения Германии) членами Варшавского Договора.

Договором ограничивались определенные категории вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины с вооружением калибра свыше 75 мм, артиллерия калибра 100 мм и более, реактивные системы залпового огня, боевые самолеты, ударные вертолеты. Кроме того, ограничительным мерам охвачены танковые мостоукладчики, учебно-тренировочные самолеты, невооруженные транспортные вертолеты.

Были определены уровни достаточности для одного государства в состве каждого союза и национальные уровни вооружений для СССР на флангах ( Ленинградский, Одесский, Северокавказский, Закавказский округа). А также складское хранение сверх согласованных уровней.

Для СССР 4700 танков, 5900 ББМ, 6000 артиллерийских систем в регулярных войсках. Договором были определены периодичность обмена информацией, порядок подсчета вооружений и квота инспекций.

Причем период сокращений должен был составлять 40 месяцев с момента вступления Договора в силу. За этот срок техника должна быть частично уничтожена, частично переоборудована в гражданскую ( до 750 танков и 3000 ББМ). Переоборудование допускалось в течение 5 лет, а в первые три года она должна была быть приведена в небоеспособное состояние.

Таким образом, Договор предусматривал устранение материальной основы конфронтации и ликвидацию вооружений, излишних для обеспечения надежной обороны стран- участниц. Договор позволил главам государств, после подписания документа, заявить о том, что отныне отношения в Европе будут строится на основе взаимного уважения, сотрудничества и равной безопасности.

Но развалился Советский Союз, Варшавский Договор прекратил существование. Европа встала перед новыми реалиями. Ее безопасность потребовала новых подходов и иных договоренностей. Россия стала инициатором обеспечения взаимной безопасности на континенте.

На стамбульской встрече ОБСЕ 19 ноября 1999 года европейскими странами было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Документ для современной Европы неудобный и, если учитывать "победоносное шествие НАТО" абсолютно не нужный. Поэтому, к настоящему времени из 30 государств-участников Договора это соглашение ратифицировали Россия, Белоруссия и Украина. Но для вступления его в силу необходимо его ратификация всеми государствами- участниками.

Дело в том, что на конференции был принят Заключительный акт и к нему приложены 4 заявления: Венгрии, Польши, Чехии и Словении о будущем понижении их территориальных предельных уровней, Белоруссии, Германии, Украины - об отказе увеличивать свои вооружения, России - об использовании договорной гибкости в Калининградской и Псковской областях, Молдовы - об отказе принимать на своей территории иностранные вооружения. Также Россия обязалась ( и выполнила) осуществить вывод своей техники из грузинских баз в Вазиани, Гудаутах и ремонтных предприятий в Тбилиси.

Если б договор вступил в силу, то в результате существенно уменьшился бы потенциал вооружений и были бы снижены их наступательные возможности. Суммарное сокращение уровня вооружений членов НАТО по сравнению с действующем составил по танкам составил 4800, по ББМ 4000, по артиллерии 4000 единиц, что соответствует примерно 10 отмобилизованных натовских дивизий.

Кроме того, вводимая Договором система устанавливает потолок для размещения вооружений и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка, без подрыва стабильности в регионе. Новая система ограничивает перераспределение вооружений между государствами-участниками, снимает угрозу накопления потенциала для проведения крупномасштабных операций и фактически нейтрализует возможность концентрации тяжелой техники в приграничных районах России.

Конечно, НАТО такого допустить в принципе не может. Тем более, что для России уровни вооружений соответствуют ныне действующему Договору: 6350 танков, 11280 ББМ, 6315 артиллерийских систем, 3416 боевых самолета, 855 ударных вертолетов. В Договоре также обусловлено, что Турции, Греции и Норвегии запрещается чрезвычайное временное развертывание вооружений на своей территории, а Польша, Венгрия, Чехия, Словения должны до конца 2002 года (Польша до конца 2003 года) сократить свои уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ, 440 артиллерийских систем. Причем Германия обязалась снизить свой уровень по танкам на 200 единиц, Италия на 81 танк, 167 ББМ, 137 артсистем.

Ведь кроме Договора государства - члены НАТО на конференции приняли еще обязательства не размещать на постоянной основе боевые силы на территории новых членов альянса. А в случае временного развертывания сил с превышением территориальных предельных уровней более чем на 153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем предусматриваются политичекие ограничения - созыв конференции, на которой государство, развертывающее вооруженные силы должно объяснить причины своих действий.

НАТО увлеклось своим расширением и адаптированный договор серьезное препятствие для нависания вооруженных сил альянса над Россией. Поэтому так отчаянно Европа стремиться обвинить нашу страну не соблюдении того, что сама старается разрушить. Это вполне понятно. Выгодно иметь страны-отказники, в часности, Прибалтику, используя их для маневров, перебрасывая туда оружие, создавая базы хранения, чужими руками организуя "зоны напряженности". Но откровенную наглость надо чем-то прикрыть. В случае с ДОВСЕ использовали, так называемые, "стамбульские обязательства" 1999года, в которых рассматривается возможность вывода военных баз и вывозаих имущества из Грузии и Молдавии.

Стоит отметить, что российские обязательства являются политическими и не имеют сроков, а, следовательно, никаким образом не могут быть связаны с вопросом ограничения вооружений.

Согласно официальной позиции российской стороны, введение моратория не означает окончательного выхода России из ДОВСЕ, а лишь замораживает его действие на территории РФ, тем самым, снимая ограничения на размещение и передвижение войск по европейской части России и отменяя визиты западных военных наблюдателей с целью инспекции.

Россия считает расширение НАТО на восток серьезным провоцирующим фактором, чреватым появлением новых разделительных линий. Об этом сказал официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. «Убеждены, что процесс расширения НАТО не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе».

По его словам, проблема расширения альянса, особенно на постсоветском пространстве, является «крайне чувствительным моментом» для российской стороны. "Мы предупреждали партнеров, что ситуация вокруг ДОВСЕ для России неприемлема. Мы сделали все от нас зависящее для скорейшего вступления в силу обновленного ДОВСЕ, выполнили все стамбульские обязательства, относящиеся к нему, и без искусственных задержек ратифицировали Соглашение о его адаптации".

ДОВСЕ для НАТО неудобен, потому что конкретен и является не политической декларацией, а вполне проработанным инструментом уменьшения опасности вооруженных конфликтов, где для каждой страны есть требования, ограничения и меры контроля.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить