Сербия не думает отдавать Косово

У Сербии будет новая конституция. До последнего момента референдум по её принятию находился на грани срыва из-за низкой явки избирателей, но необходимый порог всё-таки был преодолён. Согласно основному закону, автономный край Косово объявлен составной частью страны. Это уже вызвало недовольство албанцев, а в будущем международное давление на Сербию с требованием признания Косово может только усилиться.

До последнего момента не было ясно, состоится ли референдум. Несмотря на то, что голосование шло и в субботу, и в воскресенье, до последнего момента явка была крайне низкой. Население страны после отделения Черногории, продолжающейся резни сербов в Косово и давления со стороны Запада находится в крайне подавленном состоянии, и потому на избирательные участки шло крайне неохотно.

За несколько часов до окончания голосования к народу обратились президент Борис Тадич и премьер-министр Воислав Коштуница . Они объявили, что без конституции Сербия не может стать полноценным государством. И народ услышал: к концу дня в воскресенье явка превысила 50% и, по предварительным данным, более половины населения проголосовали за новый основной закон страны. При этом необходимый порог был преодолён лишь за час до закрытия избирательных участков.

К референдуму не было бы приковано столько внимания, если бы не вопрос о статусе Косово. Согласно новой конституции, Косово провозглашено неотъемлемой частью Сербии. В то же время албанское население края не было внесено в списки избирателей, поскольку ещё с 1990 года оно бойкотирует все выборы, проводимые в Сербии. Тем не менее, его представители уже заявили, что их мнения в Белграде никто не спросил, и они продолжат курс на независимость.

Со своей стороны, считающийся умеренным националистом премьер-министр Коштуница предостерёг мировое сообщество от признания независимости Косово. По его словам, в случае, если это произойдёт, Сербия пересмотрит свои отношения со всеми странами, которые пойдут на этот шаг. Ранее он выразил уверенность, что Россия и Китай в случае чего наложат в Совете Безопасности ООН вето на резолюцию о признании независимости Косово.

В то же время слова Коштуницы едва ли изменят позицию США и Евросоюза. Запад продолжает подготовку к референдуму об отделении Косово, называя этот случай особым и не влекущим за собой прецедентов. Что касается Брюсселя, то он может использовать ситуацию для оказания на Сербию ещё большего давления и в очередной раз оттянуть как переговоры о вступлении страны в ЕС, так и об отмене с Сербией визового режима (который, впрочем, намного легче, чем в России). В качестве предлога будет использована ставшая уже вечной тема о невозможности сербских властей выдать Гаагскому трибуналу лидеров боснийских сербов Ратко Младича и Радована Караджича.

Однако новый виток давления на Сербию – это палка о двух концах. Дело в том, что и президент Тадич, и Коштуница являются горячими сторонниками вступления страны в ЕС, а президент к тому постоянно заверяет в том, что поиски Младича и Караджича не прекращаются ни на секунду. Поэтому новое давление на страну может ослабить прозападные силы, а к власти в Сербии могут прийти сторонники покойного президента Слободана Милошевича или представители радикально националистических антизападных сил.

Кроме того, не следует забывать, что проблема сепаратизма отнюдь не снята не только в странах СНГ и бывшей Югославии, но и в Западной Европе. Благодаря «исключительному косовскому прецеденту» О своих правах на отделение немедленно заявят баски и каталонцы в Испании, шотландцы и ирландцы-католики Ольстера в Великобритании, корсиканцы во Франции, фламандцы в Бельгии. Их примеру могут последовать бретонцы и эльзасцы во Франции, фризы в Голландии и Германии, уэльсцы в Великобритании, жители Южного Тироля и Сардинии в Италии, галисийцы в Испании. Воспользоваться этим могут и франкоязычные сепаратисты из канадской провинции Квебек. 

Что касается России, то она попадает в сложную ситуацию. С одной стороны, её немедленно обвинят в двойных стандартах - дескать, абхазов и осетин она поддерживает, а косовских албанцев – нет. С другой стороны, в отличие от Грузии, горячую фазу конфликта в Косово начали в 1997 году именно сепаратисты. Помимо прочего, грузины куда охотнее возвращаются в ту же Абхазию, чем сербы в Косово, поскольку опасностей для них в Абхазии намного меньше, чем для сербов в Косово, которых албанцы при попустительстве западных миротворцев продолжают планомерно истреблять. Стоит также напомнить, что Запад упорно отказывает боснийским сербам в праве воссоединиться со своей этнической родиной.

Таким образом, у России руки совершенно развязаны, и обвинения в двойных стандартах в её адрес кажутся просто смешными. Поэтому Россия в целях защиты сербов от геноцида вправе выступит против отделения Косово. Параллель с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем тут совершенно неуместна – грузинам и молдаванам в них ничего не угрожает, в отличие от косовских сербов (а также прочего неалбанского населения Косово).

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить