Кризис больно ударил по Словении - самой развитой бывшей соцстране

Словения: падающий эталон реформ

В крайне трудном экономическом положении оказалась еще одна страна Евросоюза — Словения. Самая богатая из бывших соцстран справедливо считалась эталоном реформ. Но недавно мировые рейтинговые агентства понизили ее кредитный рейтинг. Вслед за экономическими потрясениями грянули и политические: местное правительство вынуждено было уйти в отставку.

Недавно ведущие международные рейтинговые агентства Fitch и Moody's понизили кредитные рейтинги Словении. Оба они отметили, что причина падения бывшей югославской республики связана с плохой работой ее банковского сектора. Дефицит бюджета превысил пять процентов, безработица — девять процентов. За все 20 лет существования Словении как независимого государства ничего похожего не было. Напротив, ее реформы можно было приводить в пример всем бывшим социалистическим странам.

Словения приступила к реформам еще в 1986 году — раньше остальных республик Югославии и тем более других соцстран. Особенностью словенских реформ было то, что проводили их не радикальные либеральные экономисты, а представители либерального крыла местного Союза коммунистов. Его лидер Милан Кучан в 1991 году стал первым президентом независимой Словении, и занимал этот пост вплоть до 2002-го. А следующие пять лет страной руководил еще один бывший коммунист — Янеш Дрновшек, долгие годы бывший премьером.

Читайте также: Словения: триумф нешоковой терапии

И Кучан, и Дрновшек побеждали на выборах вполне демократическим путем. Им было что предъявить собственному народу. Впрочем, и с государством им повезло. Двухмиллионная Словения была самой развитой из республик Югославии, где уровень доходов был в 2,5 раза выше среднего по стране. В прежние времена они шли на развитие отсталых регионов вроде Косово, Боснии и Македонии. Теперь же они оставались в стране.

В Словении нет крупных нацменьшинств, что обусловило ее почти бескровное расставание с СФРЮ. В июне-июле 1991 года были локальные боевые действия между местными ополченцами и Югославской народной армии (ЮНА), но они не привели к разрушению экономики. Есть в стране и море, и горы, и равнины, и промышленные предприятия, которые и сделали Словению "витриной реформ".

Бывшие словенские лидеры приняли страну, где больше половины поступлений в казну приходилось на транспорт, туризм и сферу услуг. Развитые металлургическая, фармацевтическая, электротехническая промышленность (знаменитые Krka, Gorenje и т. д.) давали менее 40 процентов дохода, а сельское хозяйство, полностью обеспечивавшее потребности страны — всего пять. В общем, структура экономики Словении была близка к западной, и потому ей было проще, чем всем прочим соцстранам. Ломать было ничего не надо.

В отличие от российских ваучеров, словенские власти выпустили государственные облигации в валюте. Правда, здесь им повезло. Еще с югославских времен местные граждане могли иметь валютные накопления, и они их имели. Та же приватизация жилья представляла собой его выкуп — пусть и не за полную стоимость. Тем самым казна была пополнена реальными деньгами, и Словении не пришлось просить иностранные кредиты, как России или Польше.

Читайте также: Россия предложен словенский мост на Запад

Страна не избежала гиперинфляции, но она ни разу не превышала 200 процентов в год. Государственное регулирование цен продолжалось все 90-е годы, и его объемы снижались постепенно. После введения своей валюты толара (вместо югославского динара) был практически сразу же принят бездефицитный госбюджет, что помешало разгулу гиперинфляции. В итоге подавляющее большинство населения сохранило платежеспособность. Уровень бедности в Словении до кризиса не превышал двух процентов.

Особый разговор — словенская приватизация. Хотя в эту страну приезжал гуру российских либералов Джеффри Сакс, от его идеи о скорейшей и немедленной приватизации любой ценой в Словении отказались. Местные рабочие получали государственные сертификаты, но они, в отличие от российских, были именными, а не на предъявителя, потому устроить с ними "лохотрон" было куда сложнее. Как итог — многие люди стали реальными совладельцами собственных предприятий.

Словенскому руководству доставалось от завзятых рыночников из-за океана. Мол, недостаточно либеральная экономика. Однако в действительности с 1993 года экономика "недостаточно либеральной" Словении росла. Вплоть до нынешнего кризиса в стране не было никаких массовых социальных выступлений и, тем более, волнений. ВВП Словении до недавнего времени постоянно рос, средней зарплатев 900 долларовпозавидовал бы житель любой другой восточноевропейской страны.

Стоит ли удивляться, что в 2004 году Всемирный банк первой из всех бывших соцстран признал только что вошедшую в ЕС Словению развитой страной (впоследствии этой чести была удостоена лишь Чехия). В 2007 году ее первой из бывших соцстран приняли в зону евро, потому что такие показатели словенской экономики, как инфляция в три процента и дефицит бюджета в шесть процентов, соответствовали тем, при которых ЕС разрешает ввести общеевропейскую валюту.

Читайте также: Новичок ЕС спешит расчленить Сербию

Кажется, в первые годы членства в Евросоюзе словенское руководство почувствовало "головокружение от успехов". В июне 2005 года оно приняло стратегию развития страны, где говорилось о необходимости в скором времени превысить средний по ЕС уровень доходов, до которого Словения все же не дотягивала. На практике это означало следующее: "Догнать и перегнать соседнюю Австрию", которая служит своего рода образцом и маяком для всех соседних с ней бывших соцстран. В ней средняя зарплата превышает две тысячи евро. Однако…

Свои силы, словенцы, похоже, переоценили. Их экономика все же намного слабее австрийской. Вступив в зону евро, бывшая югославская республика утратила свои деньги и возможности финансового регулирования. И теперь любой кризис в другой стране еврозоны бумерангом бил по ней. И если та же Австрия может относительно безболезненно выдержать "капризы" Греции и Португалии, то Словения оказывалась на линии экономического огня.

Кроме того, кризис обнажил ряд ошибок словенских руководителей, сделанных ими после вхождения в ЕС. Стремясь привлечь иностранные инвестиции, они установили самую низкую в Евросоюзе ставку налогообложения — 25 процентов. В результате казна недосчиталась многих миллионов, а инвесторы с началом кризиса ушли. И тут выяснилось, что Словения задолжала кредиторам… 22 миллиарда евро, или 70 процентов ВВП. Таким образом, каждый словенец был должен иностранцам 10 тысяч евро — астрономические по местным меркам деньги.

Кризис больно ударил по словенской экономике, ориентированной на экспорт и достаточно накаченной ничем не обеспеченными инвестициями. В 2009 году промышленное производство и экспорт упали более чем на шесть процентов, инфляция была такой же — намного выше среднего по ЕС показателя. Уровень безработицы впервые после распада Югославии подобрался к десяти процентам. Страну охватили забастовки и акции протеста.

Читайте также: Словакия бросила вызов еврозоне

Что делать? Обращаться за международной помощью. Однако ЕС и МВФ поставили жесткое условие: сокращение расходов и повышение пенсионного возраста. Естественно, что такие меры народу не понравятся. В мае текущего года в Словении прошел референдум по поводу повышения пенсионного возраста, и большинство его участников ответили "нет". В итоге в сентябре премьер Пахор подал в отставку, и страну ждут досрочные выборы. Так проблемы в экономике обернулись и политическими неурядицами.

Конечно, в Словении не все так плохо, как в Греции. Однако может стать хуже из-за необходимости… спасать эллинов. Летом после бурных дебатов словенские депутаты одобрили создание специального фонда еврозоны по спасению Греции, куда Словения должна внести 384 миллиона. Раскошелиться придется несмотря на то, что греческие зарплаты пока еще превышают словенские. Не окажется ли так, что именно этих денег Словении не хватит и уже ей самой придется раз за разом обращаться к МВФ?

Словения долгие годы была для всех бывших соцстран образцом проведения реформ, она вошла в число развитых стран. Однако кризис обнажил многие изъяны в действиях местных руководителей. Политическое стремление стать ближе к Европе, войти в зону евро и догнать Австрию где-то надорвали силы словенского государства. И сегодня бывшая югославская республика напоминает "падающего эталона реформ".

Но пока не падшего эталона… Все-таки речь не идет о преддефолтном состоянии, да и за кредитами Словения не обращалась. В отличие от Греции, Португалии и Ирландии, у нее есть достаточно сильные промышленность и сельское хозяйство, на которые она может опереться. Так что у словенцев есть все шансы достойно пройти через испытания. Однако за политические ошибки руководства приходится платить дорого, причем в прямом смысле слова. И Словения — очередное тому подтверждение.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить