Проблемы с национальным самоопределением в Черногории

Черногория в кризисе самоопределения

В этом году исполнилось пять лет самой молодой из ныне существующих стран Европы — Черногории. Эта страна близка россиянам и исторически, и духовно, и как недорогой курорт, куда можно попасть без виз. Между тем, сама бывшая югославская республика все пять лет мучительно ищет свое "я".

Несмотря на то, что нынешнее черногорское государство весьма молодо, история у этой земли достаточно глубокая. Считающиеся предшественницами Черногории княжества Дукля и Зета появились на карте Европы в XI-XII веках. Государства эти были православными, их население говорило на языке, близком языку сербов. Алфавит здесь утвердился кириллический.

До случившейся в 1389 году легендарной битвы на Косовом поле, приведшей к постепенному порабощению южных славян Османской империей, черногорские земли то были независимыми, то входили в состав близкородственной Сербии. Стоит ли удивляться, что в состав единой Сербской православной церкви вошли и черногорские епархии. И до сих пор у черногорцев нет своей отдельной от сербов церкви.

Читайте также: На пороге славяно-албанского взрыва

Но гористый рельеф местности способствовал тому, что турки никогда полностью не контролировали Черногорию, хотя та признавала протекторат осман над собой. Потому здесь, в отличие от Сербии, довольно рано сложилось фактически автономное православное княжество, управляемое митрополитами из рода Петровичей-Негошей. Они всячески старались установить связь с православной Россией, и в итоге им это удалось.

В середине XIX века митрополиты стали наследственными монархами. В 1878 году турки признали полную независимость Черногории (как и Сербии). Общей границы у двух южнославянских государств долго не было — она появилась лишь в 1913 году по итогам двух Балканских войн.

Сложилась и особая черногорская нация. Тем не менее, родство двух народов ощущалось всегда. Потому уже в XIX веке общим для Сербии и Черногории литературным языком стал сербский (сербскохорватский). Сербы и черногорцы говорили на диалектах одного языка, исповедовали одну и ту же религию. Не удивительно, что черногорцы в 1918 году присоединились к будущей Югославии, а тогда еще — Королевству сербов, хорватов и словенцев (СХС). Династия Петровичей-Негошей была низложена, главой единого государства стали сербские короли.

Читайте также: Великая Албания претендует на "половину Европы"?

После Второй мировой войны Черногория стала союзной республикой в составе социалистической Югославии, но сепаратизм в ней был едва заметен. Сербы и черногорцы, оказавшись в одном государстве, заметно сблизились. Так что даже когда в начале 1990-х годов страна распалась, большинство черногорцев на референдуме предпочли сохранить единое с сербами государство — теперь уже Союзную республику Югославия (СРЮ).

В то же время Черногория имела огромную автономию, своего президента. И едва на голову сербов посыпались международные санкции, а в 1999 году — натовские бомбы, некоторые черногорские политики (прежде всего, второй президент и многолетний премьер страны Мило Джуканович) взяли курс на развал страны. После натовских бомбардировок единственным платежным средством в Черногории стала немецкая марка, затем — евро.

Сепаратистские устремления Джукановича разделял и его преемник на президентском посту Филип Вуянович. С 2003 года благодаря их политике СРЮ превратилась в Содружество Сербии и Черногории. 21 мая 2006 года прошел референдум о независимости, и небольшое большинство (менее 56 процентов) проголосовало за окончательное разделение с испытавающей постоянное давление Запада Сербией.

Читайте также: Эксперт: "США продолжат расчленение Сербии"

Что представляет собой современная Черногория? У страны есть прекрасное побережье Адриатического моря. Однако курортная инфраструктура уступает соседней Хорватии, не говоря уже о Словении. Горные дороги до сих пор опасны, развитой промышленности практически нет. Так что страна отнюдь не превратилась в "рай земной". Одних курортов малодляпроцветания — все-таки не тропики. В итоге Черногория стабильно входит в число беднейших государств Европы.

Свое "я" руководство Черногории во многом строит на противопоставлении себя Сербии и сербам. Так, в конце 2008 года власти страны даже признали независимость Косова, хотя большинство населения было категорически против. В стране возрождается культ династии Петровичей-Негошей, которые выставляются как "жертвы сербов". Доходит до того, что от сербского пытаются отделить… черногорский язык, хотя никаких особых отличий между ними нет.

О кризисе черногорской идентичности, весьма неоднозначной и противоречащей истории и духу страны политике властей и перспективах развития Черногории размышляет в интервью "Правде.Ру" историк-балканист Владимир Путятин:

"По данным апрельской переписи населения, в Черногории проживает 44,9 процента черногорцев и 28,77 процента сербов, в то же время на сербском языке говорит 43,88 процента, а на черногорском 36,97 процента населения. Всего в стране проживает 625 266 жителей. Кстати говоря, в 1991 году черногорцами себя назвали почти 62 процента, а сербами — менее десяти процентов. Эти данные свидетельствуют о кризисе национальной идентификации, который имеет место в Черногории.

Национальный вопрос в последнее время стал животрепещущей темой для страны. В Черногории была создана собственная академия наук, последовательно проводится реформа языка, в ходе которой в оборот вводятся новые слова, есть тенденция к ущемлению кириллического написания в угоду латинице. Делается все для того, чтобы за счет во многом искусственных нововведений создать "новый" язык.

Читайте также: Непризнанная трагедия Сербской Краины

В этом году черногорские власти обрушились на Черногорско-Приморскую митрополию Сербской Православной Церкви, чтобы вынудить духовенство под тем или иным предлогом создать свою поместную церковь. Масштаб кампании дошел до того, что в разжигании национальной и религиозной вражды был обвинен сам митрополит Амфилохий. Церковь — это последнее связующее звено между двумя братскими народами (сербами и черногорцами), которое пока безуспешно пытаются разорвать черногорские власти, стремящиеся в ЕС и НАТО любой ценой.

Стремление властей страны понравиться Западу дало свои плоды. В декабре 2010 года Черногории был присвоен статус страны-кандидата на вступление в ЕС, и данный вопрос могут решить до конца текущего года. Добиться результата смогли благодаря искусной политике многолетнего президента и премьера Джукановича, который вовремя понял антисербскую политику западных стран и стал последовательно проводить курс на отделение от Сербии.

Читайте также: Черногория и Македония предали Сербию и самих себя

До настоящего времени эта политика приносила свои плоды. В отличие от Хорватии и Сербии, черногорцев нет в списках военных преступников. В стране за последние годы иностранными компаниями (в том числе, и российскими олигархами) были приватизированы почти все существующие предприятия и производства, достаточно много земельных участков вдоль моря было также продано иностранцам.

Все это осуществлялось под покровительством черногорских властей, стремившихся к получению прибыли, а не соблюдению законов. Достаточно вспомнить скандал вокруг контрабанды табака, в котором были замешаны правящие круги Черногории (в том числе, и Джуканович). Но в 2009 году следствие по этому делу в Италии было закрыто. Возможно, потому, что итальянские предприятия также принимают участие в непрозрачной приватизации черногорских предприятий.

Вступление Черногории в ЕС во многом позволит переложить груз социальных и экономических проблем на плечи западных стран. Показательно, что, в отличие от Хорватии, к Черногории нет никаких претензий на счет коррупции, а клан Джукановичей сохранит свое многомиллионное состояние в неприкосновенности в благодарность за антисербскую политику".

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить