Обострение ситуации в Боснии

Боснию может взорвать хорватская "бомба"

Ситуация в Боснии и Герцеговине (БиГ) в ближайшее время может обостриться. Представители хорватской общины выражают крайнее недовольство своим положением и требуют выделения из мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ) отдельной хорватской единицы.

Напомним, что после окончания боевых действий в Боснии в 1995 году страна с подачи Запада была разделена на две единицы — мусульмано-хорватскую ФБиГ и Республику Сербскую. В первой из них боснийские мусульмане составляют большинство населения и в большей степени влияют на принятие политических решений. Такое положение вещей, похоже, больше не устраивает хорватов.

19 апреля представители большинства хорватских партий Боснии и Герцеговины собрались в городе Мостар на Хорватскую национальную ассамблею. Инициаторами акции стали представители партий Хорватское демократическое содружество (ХДС) и Хорватское демократическое содружество-1990 (ХДС-1990), победившие среди хорватских избирателей на парламентских выборах минувшей осенью. По конституции БиГ, они должны были договориться о разделе власти с мусульманской Социал-демократической партией. Но не договорились.

17 марта без участия лидеров победивших хорватских партий создали Палату народов, избравшую новых президента, двух вице-президентов и членов правительства. Кризис пытались урегулировать Конституционный суд и представляющий международное сообщество высокий представитель в БиГ австриец Валентин Инцко. Но сделать этого не удалось, победившие хорватские партии не признали новые органы власти и созвали Хорватскую национальную ассамблею.

Читайте также: Хорватская мина под миром в Боснии

По итогам ее заседания была принята резолюция. Нынешние органы власти ФБиГ были названы "незаконными и неприемлемыми для хорватского народа". Присутствовавшие в зале делегаты потребовали преобразовать Боснию и Герцеговину в государство из трех национальных образований — мусульманского, сербского и хорватского. По мнению авторов документа, в БиГ постоянно нарушаются права хорватских избирателей и практику маргинализации этой общины необходимо прекратить.

"Только основательная реформа конституции, которая обеспечила бы полное институциональное равноправие и новое административно-территориальное устройство страны на основе нескольких федеральных единиц, из которых по крайней мере одна была бы с хорватским большинством, может гарантировать реальное равноправие хорватского народа в БиГ", — отмечается в резолюции Хорватской национальной ассамблеи.

Фото: AP

Примечательно, что досталось от хорватских политиков не только мусульманам, но и международному сообществу, которое "своими несправедливыми и дискриминационными действиями привело к конституционно-правовому кризису в БиГ". Особенно большой шквал критики достался высокому представителю Инцко, который дал согласие на формирование органов власти ФБиГ без участия хорватов.

Хорватские политики Боснии призвали международное сообщество беспристрастно оценивать чаяния и интересы народов страны, а также использовать свой авторитет, чтобы вернуть происходящие в БиГ процессы в правовое поле. В заключении заявления говорилось, что боснийские хорваты выступают за "безопасную, стабильную, самостоятельную и европейски ориентированную Боснию и Герцеговину".

Некоторые боснийско-хорватские политики особо подчеркивали, что их требования поддерживают власти Хорватии. И это не лукавство. Пару месяцев назад во время визита в США президент Хорватии Иво Йосипович прямо заявил, что Загреб не устраивает положение боснийских соплеменников. "Боснии и Герцеговине нужны некоторые перемены, в первую очередь в плане равенства всех наций", — подчеркнул Йосипович. Фактически это также был намек на выделение в Боснии отдельной хорватской единицы.

Вправе ли боснийские хорваты сетовать на свою судьбу? Во многом — да. В отличие от их национального государства, которое Запад признал унитарным и без всякой сербской автономии (хотя еще 20 лет назад сербы составляли 14 процентов населения Хорватии), боснийские хорваты не получили того, чего хотели. По Дейтонским соглашениям, подписанным в 1995 году, их обязали жить вместе с мусульманами в одном государственном образовании и лишили права на присоединение к Хорватии (как и боснийским сербам не дали воссоединиться с Сербией).

Сегодня хорваты составляют 14 процентов населения Боснии и чуть более 20 процентов — мусульмано-хорватской Федерации БиГ. Однако в ряде западных районов они представляют собой абсолютное большинство населения. Формально хорваты представлены и в руководстве ФБиГ, их представитель по принципу ротации периодически возглавляет и всю Боснию и Герцеговину. Но по естественным причинам их влияние на политику страны меньше мусульманского. И будет еще меньше — демографический фактор работает против хорватов.

Не стоит сбрасывать со счетов и историческую память. Союз мусульман и хорватов во многом стал следствием давления Запада на обе стороны. В то же время боевые действия в 1992-1993 годах между мусульманами и хорватами в Боснии были куда ожесточеннее, чем между боснийскими хорватами и боснийскими сербами. Наемники из исламских стран, воевавшие на стороне мусульман, истребляли католиков-хорватов с тем же остервенением, что и православных сербов. Впрочем, и хорватские отряды гуманизмом по отношению к мусульманам не отличались.

Фото: AP

Сегодня, спустя более 15 лет после окончания войны, город Мостар, где проходил нынешний хорватский съезд, разделен рекой Неретвой на хорватскую и мусульманскую части. И между двумя общинами то и дело вспыхивает противостояние. В общем, ФБиГ — это в своем роде мусульмано-хорватский брак по принуждению со стороны Запада, желающего во что бы то ни стало сохранить единство Боснии и Герцеговины, превращенной в его протекторат.

Только вот сумеет ли долго продержаться на карте Европы это искусственное образование, которое, как выясняется, не устраивает не только неудобных Западу сербов, но и вполне лояльных к нему хорватов?

Обострение хорватского вопроса в Боснии и Герцеговине прокомментировала "Правде.Ру" историк-югославист, свидетель Гаагского трибунала, заведующая Центром изучения современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова:

"До 1994 года у боснийских хорватов было свое образование — Республика Херцег-Босна. Она опиралась на поддержку Хорватии, хорватская армия сражалась бок о бок со своими боснийскими соплеменниками. Денежной единицей Херцег-Босны была хорватская куна, в школах шло преподавание по учебникам, написанным в Загребе. Боснийские хорваты надеялись, что Загреб им всегда будет помогать.

Но в 1994 году Запад принудил первого президента Хорватии Франьо Туджмана отказаться от поддержки боснийских соплеменников. Для того чтобы создать союз против сербов, по воле Запада Херцег-Босну упразднили и объединили с мусульманами в единую административную единицу, где большинство населения составили мусульмане. Хорваты не получили своей единицы, потому они и считали себя обиженными.

Прошли годы, Республика Сербская окрепла, а ФБиГ — не очень. В Хорватии несколько раз сменилась власть, на Хорватию с Запада больше не оказывают сильного давления. И потому Загреб не стесняется поддерживать своих боснийских соплеменников. Пока боснийские хорваты открыто не говорят о желании выйти из состава Боснии и присоединиться к Хорватии — только об автономии. Но после получения своей административной единицы вопрос может быть поставлен и об отделении от Боснии хорватских районов.

Босния и Герцеговина могла бы стать более прочной, однако Запад неправильно ее построил. США и ЕС должны были бы оказывать поддержку и внимание всем трем общинам, однако у них наблюдался перекос в сторону мусульман. У Республики Сербской постоянно урезалась автономия — она сделала 78 уступок по отношению к общебоснийским органам власти. Но сегодня боснийские сербы больше не хотят уступать и требуют ряд полномочий назад. Как показывает нынешняя история, устройство БиГ больше не устраивает и хорватов".

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы школа