Сколько весит патриотизм Болгарии?

В связи с воссоединением Крыма с Россией и поднятой вокруг этого шумихой во враждебных нашей стране СМИ, стоит рассмотреть процесс возвращения к матери-Родине, происходивший в позапрошлом веке на Балканах. Благодаря России в конце XIX столетия появилось новое государственное образование Болгария, которое сумело вернуть часть территории, населенной этническими болгарами. Благодаря кому и чему это произошло?

В эпоху, когда многое решали государи-императоры, до того, как за стол переговоров засели дипломаты, 8 июля 1876 года в Рейхштадте (чешские Закупы) состоялось свидание царя Александра II с императором Францем-Иосифом.

Русский и австрийский монархи договорились, что если Турция одержит верх над восставшим летом 1875 года христианским населением балканской части Турецкой империи, обе державы выступят против Блистательной порты; в случае же распада Турецкой империи Австрия получит часть Боснии и Герцеговины, Россия возвратит себе потерянную двадцатью годами ранее часть Бессарабии, а Болгария и Румелия станут автономными.

К созданию большого славянского государства на Балканах не стремилась ни одна из сторон. Константинополь предполагалось сделать вольным городом. Обговоренные условия были оформлены в дополнительной конвенции, приложенной к секретной конвенции, заключенной между Россией и Австро-Венгрией в Будапеште 15 января 1877 года. В тексте будапештской конвенции ключевой была статья, по которой Дунайская империя обязывалась сохранять по отношению к империи Российской благожелательный нейтралитет в случае ее войны с турками.

В январе 1878 года русские войска (при поддержке болгар и сербов) заняли Софию. Султан вынужден был подписать перемирие и принять условия мира, выработанные Россией. Чтобы поспособствовать пересмотру русско-турецких переговоров, Англия провела в Мраморном море военно-морскую демонстрацию. В ответ на английские "маски-шоу" русские заняли селение Ешилькёй (Yeşilköy) в Стамбульском районе Бакыркёй, известное как Сан-Стефано.

Новое автономное славянское княжество на Балканах — Болгария, которое включало этнические болгарские территории в Мёзии, Фракии и Македонии, было образовано в соответствии с мирным договором, заключенным в местечке Сан-Стефано 19 февраля (3 марта) 1878 года между Российской и Османской империями после победы русского оружия в русско-турецкую войну 1877-1878 годов.

Впервые после пятивекового османского ига Болгария сделалась "автономным княжеством с христианским правительством и народной милицией". Болгарская радость продлилась всего четыре месяца, вплоть до начала заседания Берлинского конгресса 1 (13) июля 1878 года. Председателем этого конгресса, созванного для пересмотра условий Сан-Стефанского мира, был Бисмарк, заявивший, что желает быть "честным маклером" (ehrlicher Makler) и не оказывать предпочтения ни одной из сторон. Однако по большинству вопросов он поддержал ненавистников России.

Позже в своих мемуарах "железный канцлер" Бисмарк писал: "Вероятно, в Петербурге рассчитывали на то, что Болгария, отделившись от Турции, постоянно останется в зависимости от России. Эти расчеты, вероятно, не оправдались бы и в том случае, если бы условия Сан-Стефанского мира были осуществлены полностью. Чтобы не отвечать перед собственным народом за эту ошибку, постарались — и не без успеха — взвалить вину за неблагоприятный исход войны на германскую политику, на "неверность" германского друга. Это была одна из недобросовестных фикций; мы никогда не обещали ничего, кроме доброжелательного нейтралитета".

Отто фон Бисмарк на коне (фотография, 1890 год)

Россию на Берлинском конгрессе представляли канцлер князь Горчаков, посол в Лондоне Шувалов и посол в Берлине Убри. Результаты конгресса были в значительной степени предрешены заключенной еще в мае 1878 года англо-русской конвенцией.

Основные решения конгресса сводились к следующему: Болгария делилась на три части, две из которых — Восточная Румелия и Болгарская Македония — оставались под полной властью Турции. Образованное из северной Болгарии княжество Болгарское практически передавалось в руки русского правительства, но формально считалось вассальным по отношению к Турецкой империи. Алашкертская долина и крепость Баязет в Малой Азии, уступленные России по Сан-Стефанскому мирному договору, возвращались обратно Турции.

Болгария по Сан-Стефанскому миру и по результатам Берлинского конгресса

2 сентября 1885 года в болгарском Панагюриште (Панагюрище) вспыхнул мятеж под лозунгом воссоединения с Румелией. Зачинщиков бунта удалось схватить, но около двух тысяч восставших вынудили власти освободить задержанных. На сторону взбунтовавшегося народа встали военные.

5 сентября 1885 года генерал-губернатор Восточной Румелии Гаврил Крыстевич созвал срочное заседание, на котором приняли решение не оповещать о происходящем власти в Стамбуле. От имени революционного комитета два его члена - Захарий Стоянов и Иван Андонов - заявили о лишении власти генерал-губернатора Гаврилы Крыстевича и о воссоединении Южной и Северной Болгарии под скипетром болгарского князя Александра фон Баттенберга, сына принца Александра Гессенского (старшего брата российской императрицы Марии Александровны) и фрейлины двора Юлии фон Гауке. Временное правительство, которое должно было управлять до прибытия князя, возглавил Георги Странский.

На веб-сайте "Русская Болгария" читаем: "Так, через семь лет после своего Освобождения от османского ига болгары почувствовали в себе готовность противостоять великим державам и взять судьбу государства в свои руки. За этот краткий период им удалось заложить основания своей экономики, демократических институтов и сильной армии. Никогда позже, так же как и до этого, Болгария не была столь единой, как в этот момент. Воссоединение, подготовленное революционными комитетами в Восточной Румелии, поддержали все — и болгарское правительство, и князь Александр Баттенберг, и политические партии, и народ".

А теперь перейдем к необходимым поправочкам.

В 1879 году тырновское великое собрание единогласно провозгласило Александра Баттенбергского князем Болгарским. Избранный по настоянию России, он правил до сентября 1886 года. Князь, некогда состоявший в свите Александра II, начал тяготиться царской опекой и стремился к укреплению личной власти.

Великий князь Сергей Александрович, принц Александр Баттенберг и полковник Скариалин в селе Пордим

"При всей своей нелюбви к России князь часто использовал её имя в личных целях политического характера. Это объяснялось тем, что большинство болгар были настроены русофильски, и открытое игнорирование России при общей непопулярности князя Александра могло уменьшить его престиж. Мемуаристы пишут, что князь пользовался российским авторитетом в следующих целях: для укрепления своих позиций в глазах болгарской общественности, для подчеркивания одобрения его политики российским правительством и, одновременно, дискредитации русских в глазах болгар, используя представителей империи для проведения в стране непопулярных мер" (взято здесь). 

Как отмечали некоторые мемуаристы, в политике Баттенберга "иногда личные чувства брали верх над политической целесообразностью". Поощряемый Германией и Австрией, он вступил в оппозицию с Россией вопреки ее желанию присоединить Восточную Румелию к Болгарии - и когда лишился престола, на его место был избран принц-католик.

При всем уважении к Болгарии, болгарский патриотизм имеет вес, лишь когда на геополитических весах оказывается политический гигант вроде России, а не одни только потуги народного неистовства.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *