Чехия и Бавария делят итоги Второй мировой

В Европе поставлена одна из последних точек сразу в двух войнах — Второй мировой и "холодной". Впервые с 1945 года Чехию посетил премьер-министр германской федеральной земли Бавария Хорст Зеехофер. Несмотря на будничную вывеску, подтекст у этого события очень глубокий и очень тяжелый с точки зрения отношений немцев и славян (в данном случае — чехов).

Комментируя свой визит в Прагу, Зеехофер назвал его "первым шагом" к примирению с Чехией. Баварский премьер отметил, что у него состоялся состоялся "честный обмен мнениями" с главой чешского правительства Петром Нечасом. Который, в свою очередь, упомянул о непростых страницах истории: "Несмотря на различные оценки прошлых событий, важно то, что сотрудничество между Чехией и Баварией ориентировано на будущее".

В связи с поездкой баварского премьера в Прагу напрашивается несколько вопросов. Почему такое внимание было приковано к визиту одного из немецких "губернаторов"? И почему с ним практически как с равным себе по статусу разговаривал премьер-министр независимого государства Чехия? Ответ заключается в том, что неурегулированность отношений Баварии и Чехии во многом мешала развитию отношений Чехии и всей Германии. А если шире — оставляла простор для спекуляциях на итогах Второй мировой войны во всей Европе.

Бавария — земля, имеющая в составе Германии особый статус. По местной Конституции она именуется Freistaat (то есть, свободное государство). Но несмотря на некоторую обособленность, влияние Баварии на общегерманские дела очень велико. Представители баварского Христианско-социального союза (ХСС) сегодня входят в правительство. Мюнхен и Нюрнберг — одни из крупнейших экономических и культурных центров Германии.

И принимая решения во внешней политики, любой федеральный канцлер не может не принимать в расчет баварские интересы. А они в отношении итогов Второй мировой войны до сих пор были, мягко говоря, специфическими. Связано это с тем, что после Второй мировой войны в Баварии осели свыше двух миллионов немцев, выселенных из Чехословакии (их часто именуют судетскими).

СССР, США и Великобритания в ходе Потсдамской конференции 1945 года признали их "пятой колонной" нацистов в годы немецкой оккупации Чехии. (1939-1945 гг.) и дали чехословацкому руководству добро на их выселение. Изгнание немцев зачастую сопровождалось насилием со стороны чехов, которые таким образом мстили за свое национальное унижение в годы нацистской оккупации и за то, что судетские немцы приветствовали приход Гитлера.

Читайте также: Союз изгнанных немецких… собственников

Фото: AP

В 1945–1946 гг. в Чехословакии были изданы законы, получившие название "декретов Бенеша". Они фактически подводили правовую основу под выселение немцев, лишение их гражданства и имущества. В результате вынужденные переселенцы из Чехии, оказавшись в Баварии, не имели в буквальном смысле ни кола, ни двора, ни денег в кармане. И многие из них винили в своем чудовищном положении не Гитлера, а чешских националистов и помогавших им "русских коммунистов" — то есть освободивший Чехословакию СССР.

После войны изгнанные образовали Судетско-немецкое землячество, которое вместе с организациями немцев, выселенных из других стран, образовали Союз изгнанных. Выселенные потребовали от тогда еще Чехословакии отменить "декреты Бенеша" и вернуть утраченное им имущество. Посколькунипрежняя Чехословакия, ни нынешняя Чехия, ссылаясь на то, что изгнание немцев стало неотъемлемой частью итогов Второй мировой войны, этого не сделали, данное требование до сих пор стоит на повестке дня.

Судетско-немецкое землячество стало оказывать влияние и на политику правительства Баварии, а через него — и всего ФРГ. Это не стоит удивляться — потомки судетских немцев составляют порядка пятой части нынешнего населения этой федеральной земли. Потому в ХСС появились представители судетских немцев. Пресс-секретарь землячества Бернд Поссельт долгие годы был депутатом Европарламента от ХСС. Свои люди были и есть у изгнанных и в Бундестаге.

Вплоть до середины 1970-х гг. ФРГ не желала признавать границу с Чехословакией и устанавливать с ней дипломатические отношения. При канцлере Вилли Брандте это было сделано — Западная Германия отказалась от территориальных и имущественных претензий к соседям. В 1997 году главы правительств Германии и Чехии Гельмут Коль и Валцав Клаус подтвердили, что тема "декретов Бенеша" и выселения судетских немцев снимается с повестки дня двусторонних отношений. Но у баварцев было свое мнение на этот счет.

Читайте также: Чехия возвращается назад, в 90-е?

Ни Вилли Брандт, ни Гельмут Коль не были авторитетами для представлявших ХСС глав правительств Баварии. Они категорически отказывались мириться с Чехией и говорили, что пересмотрят свое мнение только в том случае, если чехи отменят являющиеся неотъемлемой частью итогов Второй мировой войны "декреты Бенеша" и начнут возвращать судетским немцам и их потомкам имущество.

Фото: AP

Именно такой точки зрения придерживался, например, предшественник Хорста Зеехофера на посту баварского премьера Эдмунд Штойбер. Он демонстративно отказывался приезжать в Прагу, заявляя: "Отмените сначала декреты Бенеша". Из-за нежелания Чехии отказываться от послевоенных постановлений депутаты от ХСС в Европарламенте в 2002–2003 гг. голосовали против приема Чехии в Евросоюз. Наложить вето на вступление чехов в ЕС не удалось, но нехороший осадок остался.

В 2002 году Штойбер претендовал на пост федерального канцлера. Остается только гадать — поставила бы Германия вопрос о пересмотре итогов Второй мировой войны, или опасаясь за особую скандальность подобной постановки вопроса, наступила бы на горло "баварской песне". А так канцлером Штойбером не стал, но его античешские речи каждый раз заставляли думать о том, что же на уме у всей Германии. В конце концов, сторонники подобной точки зрения представлены и на федеральном уровне.

Но вот, кажется, лед тронулся… Премьер-министр Баварии Зеехофер перестал делать вид, что на восточных границах вверенной ему земли не существует Чешской Республики. Отказываться от требований по отмене "декретов Бенеша" он пока не собирается, но хотя бы диалог начался. Тем самым сделан еще один шаг к тому, чтобы вывести обсуждение итогов Второй мировой войны из плоскости современной политики и передать их профессиональным историкам.

Правда, пока долгожданное примирение Чехии и Баварии не состоялось. А потому руководители немецкой земли все еще остаются среди тех, кто подает дурной и опасный пример в области спекуляций на теме итогов Второй мировой войны не только Германии, но и всей Европе.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить