Россия занимает НАТОвский рынок вооружений

Россия все активнее вторгается на НАТОвский оружейный рынок. Отныне она будет поставлять ударные вертолеты Турции. Показательно, что эта сделка стала возможной после срыва переговоров о поставках силовым структурам этой страны соответствующего американского оружия. И это уже не первый случай, когда Россия выигрывает в споре со своими конкурентами за рынок вооружений стран НАТО.

Россия начинает отвоёвывать своё место на оружейном рынке Североатлантического альянса. На этот раз речь идёт о стране, спорящей за второе место по численности вооруженных сил в НАТО – Турции. Она приобретёт у России 32 подержанных ударных вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» за один миллиард долларов.

Читайте: С-300 в Иране: поставщик - Запад?

Напомним, что Ми-28 предназначен для уничтожения бронетехники и живой силы противника, укрепленных объектов, малоскоростных и низколетящих воздушных целей и малых плавсредств, а также постановки минных заграждений. Он оснащен высокоточным оружием и способен выполнять задачи круглосуточно даже в сложных метеоусловиях.

Они будут стоять на вооружении этой страны до тех пор, пока не будут изготовлены 52 турецко-итальянские «Мангусты» (Agusta A-129 Mangusta), о совместном производстве которых стороны договорились еще в 2007 году. Об этом сообщает авторитетное турецкое издание «Ватан».

Турция заметно выделяется на общем фоне потребителей оружия. Ежегодно она закупает его на сумму от трех до пяти млрд долларов. Однако при более детальном его рассмотрении «турецкий пирог» выглядит еще «слаще»: на модернизацию вооруженных сил до 2020 года планируется потратить до 150 млрд долларов.

Читайте: "Сатана-2": ответ России "друзьям" .

До последнего времени турецкий рынок вооружений по традиции занимали США, Великобритания, Франция и Германия. Но недавно туда активно стали проникать Болгария, Румыния и Украина. На фоне последних российское вооружение смотрелось куда более респектабельнее.

Напомним, что военно-техническое сотрудничество между двумя странами началось еще в 1992 году, и Турция первой из стран НАТО установила с Россией подобные связи. На встречах тогдашнего российского президента Бориса Ельцина с турецким премьером Демирелем стороны договорились о поставке Анкаре российского оружия и военной техники на сумму до 300 млн долларов.

Турки тогда закупили боеприпасы и стрелковое вооружение (пулеметы Калашникова и снайперские винтовки), а также бронетехнику (БТР-60 и БТР-80), вертолеты Ми-17 и четыре вспомогательных судна. Треть контракта пошла на погашение задолженности России перед Турцией. В мае 2001 г. для стимулирования взаимодействия была создана Смешанная российско-турецкая комиссия по военно-техническому сотрудничеству, призванная его активизировать.

Надо принимать во внимание и тот факт, что западные поставщики имели в военных и политических кругах Турции традиционно прочные позиции, наработанные долгими десятилетиями. Однако Москва начинает теснить своих конкурентов и там, где её явно не ждали, в том числе и в Турции.

Решение о покупке Анкарой российских винтокрылых машин было заключено после срыва переговоров с Вашингтоном. Напомним, что американцы планировали поставить турецкой стороне для перевооружения её сухопутных войск штурмовые вертолеты «Кобра» и «Супер Кобра».

Неофициальные источники сообщают о том, что сделка сорвалась не в последнюю очередь из-за политических разногласий. Напомним, что раскол между былыми союзниками наметился уже в 2003 году после захвата и расчленения Ирака на «суннитскую», «шиитскую» и «курдскую» зоны.

Фактически, иракский Курдистан уже стал независимым государством под опекой США. Турция расценивает это как вызов своей территориальной целостности, поскольку орудующие на юго-востоке страны курдские партизаны тесно связаны с иракским «оазисом», который фактически стал их тыловой базой.

Время от времени Анкара проводит на севере бывшей иракской территории широкомасштабные войсковые операции с участием тяжелой артиллерии и авиации. Однако затраченные усилия не только не оправдываются с военной точки зрения, но и вызывают дипломатические осложнения с Вашингтоном, взявшим курдов под свою опеку.

Формально причиной неудачи с американцами послужило то, что якобы решение о об экстренной закупке винтокрылых машин поставило США в тупик. Якобы они не могли поставить в требуемый Турцией срок «Кобры», которые до сих пор эксплуатировались в турецкой армии, и поэтому Вашингтон предложил вместо них «апачи». Однако Анкара отказалась под тем предлогом, что эта сделка может негативно отразиться на военно-техническом сотрудничестве с итальянскими вертолётостроителями. Впрочем, это не помешало ей выразить демонстративное и вызывающее желание на покупку в России.

Заметим, что это далеко не первая сделка в рамках военно-технического сотрудничества двух стран. И, по мнению турецкой стороны, до последнего времени его сдерживало «различие стандартов в области вооружений». Как известно, в соответствии с правилами «игры» в НАТО, Анкара обязана закупать и использовать оружие и военную технику только с принятыми в альянсе стандартами. Но всё может измениться.

Ранее Анкара уже закупала российские вертолеты для нужд жандармерии и договаривалась в октябре 2003 года с российской стороной на организацию на своей территории 145 новейших «черных акул» Ка-50-2 несмотря на удивительное по своей активности лоббирование сделки со стороны Джорджа Буша в пользу американской компании «Белл Текстрон». Показательно, что в мае 2004 года тендер аннулировали.

Однако со временем, по мере охлаждения отношений с США, Турция вновь пожелала развивать военно-техническое сотрудничество с Россией. Впрочем, подобно Бразилии и ряду других активно развивающихся стран турецкое руководство взяло курс на приобретение за рубежом не готовой техники, а технологий её производства. В этой связи у России неплохие шансы заключить с Турцией соответствующие сделки по флоту, особенно по быстроходным десантным кораблям и ракетным катерам.

Не менее перспективным направлением военно-технического сотрудничества с этой страной является взаимодействие в космической сфере, о чём уже не раз заявляли турецкие военные и специалисты компании «Турецкая авиакосмическая промышленность». В первую очередь их интересует совместная разработка и запуск спутников-шпионов. При этом турки готовы даже на самое незначительное долевое участие в подобном сотрудничестве.

Кроме того, Анкара нацелилась и на подготовку собственных космонавтов и наземных специалистов по космосу, о чём она уже не раз заявляла Москве. И у России есть серьезные шансы закрепиться в этой еще практически незанятой нише рынка турецких вооружений, которая год от года будет только расширяться.

Таким образом, турецкий военпром с одной стороны пытается заручиться соответствующим соглашением с Россией на случай дальнейшего обострения с Западом, а с другой видит в нас поставщика технологий, которые по тем или иным причинам не могут ему дать страны НАТО. При этом надо помнить о том, что как в любой восточной стране, чтобы урвать свою долю «турецкого пирога», здесь необходимо в первую очередь еще больше развивать политические связи, в том числе и через активизацию официальных и неформальных встреч руководства двух стран.

Впрочем, Турция - далеко не единственная страна, закупающая наше вооружение. За последние годы Греция приобрела его в общей сложности на миллиард долларов. Это малые боевые корабли, средства ПВО и бронетехника, включая знаменитые БМП-3.

Очередной успех российского военпрома на традиционно западном рынке говорит о том, что потенциал для расширения военно-технического сотрудничества за счет других стран у России есть. Остается за малым. В условиях мирового финансового кризиса государство должно поддержать «оборонку», кормящую миллионы россиян и приносящую казне миллиарды долларов поступлений.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *