Выгода вынудила извиниться за холокост

Национальная железнодорожная компания Франции (SNCF) не так давно выразила глубокое сожаление в связи со своей причастностью к транспортировке евреев в концентрационные лагеря в годы Второй мировой войны. Все прошедшие с момента окончания Второй мировой войны 65 лет руководство компании отказывалось принести извинения за пособничество нацистам в массовом геноциде евреев.

Как признались руководители компании, SNCF предоставляла локомотивы и товарные составы для отправки заключенных в концентрационные лагеря, располагавшиеся на территории нынешних Германии, Австрии, Польши и Чехии. Представители SNCF утверждали, что оккупационные власти принудили компанию депортировать примерно 76 тысяч французских евреев, при этом около двух тысяч сотрудников SNCF были уничтожены при нацистском режиме.

В начале ноября президент компании Гийом Пепи извинился перед жертвами и их потомками, сначала процитировав слова экс-президента Французской Республики Жака Ширака: "Эти темные часы навсегда оставят пятно на нашей истории. Преступному безумию оккупантов содействовало французское государство". А потом добавил: "Как одна из частей французского государства, компания SNCF принимает эти слова на свой счет".

Слова покаяния шеф компании произнес во время своего визита в США, где SNCF пытается получить контракты на строительство высокоскоростных железных дорог. Американские власти, испытывающие давление со стороны еврейского лобби, предупредили SNCF, что французская компания и ее дочерний филиал Alstom не смогут участвовать в тендере на строительство участка сверхскоростного железнодорожного пути между Тампа и Орландо во Флориде, который должен быть закончен к 2014 году, если не принесут официальные извинения за пособничество нацистам.

Читайте также: Фонд помощи жертвам стал жертвой мошенников

Например, в штате Калифорния собрались было принять закон, по которому претенденты на получение многомиллионных контрактов по прокладке высокоскоростной трассы между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско должны были предоставлять информацию о роли их компаний в транспортировке пленных в годы Второй мировой войны. И приняли бы, если бы губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер не наложил на закон вето. Тогда конгрессмен от Флориды Рон Клейн предложил принять аналогичный закон на федеральном уровне.

Фото: AP

Вице-президент Центра документации и образования жертв холокоста (штат Флорида) Розитта Кенигсберг не раз выступала с критикой руководства французской компании, которая, по ее словам, готова была идти на большие издержки, лишь бы избежать признания своей роли в депортации евреев в годы войны. В интервью французскому агентству AFP она заявила, что не понимает, "почему это так трудно прийти и попросить прощения". Компания SNCF тратит огромные суммы на пиар-акции и говорит со всеми, "кроме непосредственно заинтересованных в этом людей", сказала госпожа Кенигсберг.

Французские правозащитники, отстаивающие интересы жертв холокоста, раскритиковали время, выбранное для принесения извинений. До сих пор им не нравилась позиция французской компании, которая, по их мнению, пыталась умалить свою роль в активном пособничестве в деле уничтожения евреев.

Со своей стороны, известный французский правозащитник Франсуа Зимерай обвинил американских политиков в протекционизме и использовании темы Второй мировой войны для вытеснения французских товаров с американских рынков.

Для французской гордости было трудным делом признаться в коллаборационизме и преступлениях вишистского режима, существовавшего во Франции в 1940–1944 годы. Для французов было куда проще ассоциировать себя со сражавшейся с нацистами "Свободной Францией" генерала Шарля де Голля, чем с исполнявшим почти любую прихоть Германии маршалом Филиппом Петеном и другими деятелями вишистского правительства.

Но пришло время платить и по этим счетам. Первый шаг в этом направлении сделал тогдашний президент Франции Жак Ширак в 1995 году. Теперь пришла очередь каяться французским предпринимателям, и первыми, кто сделал это, стали французские железнодорожники.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Семь сторонников ИГ*, готовивших теракты, задержаны в Петербурге
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
СМИ: Германия устала платить за санкции против России
СМИ: Германия устала платить за санкции против России
Школьница попала в больницу после 500 приседаний в наказание
СМИ: Германия устала платить за санкции против России
Школьница попала в больницу после 500 приседаний в наказание
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры