Обаятельный мерзавец Дмитрий Харатьян

Когда Дмитрию Харатьяну было 17 лет и он прошел свои первые кинопробы, режиссер, решавший судьбу артиста, сказал: "Невероятно харизматичный тип, девчонки будут тащиться". Как оказалось, он был прав. Сейчас Дмитрию Харатьяну уже 43, но девчонки до сих пор тащатся и шлют письма с признаниями в любви гардемарину Алеше Корсаку. Но, повзрослев, Харатьян распрощался с образом романтического героя и переключился на отпетых мошенников и злодеев.

Скромный негодяй

- Романтика — это, конечно, замечательно. Но сейчас время другое, и оно превратило меня из романтического героя в обаятельного мерзавца — это теперь мое новое амплуа. Я понимаю, что иду на большой риск, потому что зрителям это может не понравиться. Ведь они полюбили меня в образе положительного героя. Но измениться я все-таки решился и теперь, начиная с "Тайн дворцовых переворотов" Светланы Дружининой, играю исключительно обаятельных мерзавцев, мерзопакостных гаденышей и отпетых негодяев (мило улыбается).

- Вам, похоже, самому очень нравится быть таким.

- Да не нравится мне. Просто интересно перевоплотиться в совершенно противоположного по духу человека. Ведь все эти злодеи от меня очень далеки. В жизни я обаятельный и привлекательный, но отнюдь не романтический герой. Хотя на публике мне приходится придерживаться созданного долгими годами образа, потому что я, как человек публичный, принадлежу зрителям.

- В вас все еще говорит романтический герой, обаятельный мерзавец рассуждал бы об актерском эгоизме, говорил бы, что работает только для себя...

- Ой, это все лукавство. Смысл актерской профессии заключается в работе на публику. Про эгоизм тоже могу сказать: у артистов собственное эго развито гораздо больше, чем у обычных людей, потому что каждый артист — эксклюзивен, самобытен, штучен.

- От таких рассуждений о штучности и эксклюзивности и крышу может снести...

- Мою не снесет. Потому что на самом деле я — конфузливый, скромный человек, и это мне в жизни очень мешает. Даже когда ко мне пришла популярность, я стал еще более замкнутым. Вся эта слава была просто оболочкой, но не мной настоящим. Никакого подвига для того, чтобы стать звездой, я не совершил. В кино попал не благодаря какой-то безмерной талантливости, а из-за девочки Гали, которая мечтала стать актрисой, но на пробы одна ехать не хотела. А я в то время был таким местечковым кумиром: пел в мною же созданном ансамбле "Аргонавты". И вот как-то эта Галя позвонила мне и сказала: "Собирайся, бери гитару, поедем вместе на "Мосфильм" на пробы фильма "Розыгрыш". Я поехал с ней просто за компанию, ни в каком фильме играть не хотел, но в итоге режиссер взял меня на главную роль, а Гале не досталось даже второго плана. В самом успешном моем фильме — "Гардемаринах" - тоже оказался совершенно случайно. На роль Алеши Корсака был утвержден и уже снимался мой друг Юрий Мороз. Но он тогда оканчивал последний курс ВГИКа, должен был снимать дипломный фильм и отказался от роли. Дружининой пришлось срочно искать замену. Ее муж, Анатолий Мукасей, посоветовал ей посмотреть "одного мальчика" по имени Дима Харатьян. Меня пригласили на съемочную площадку, а так как съемки уже были в самом разгаре, то пробы проводить не стали. Дружинина просто дала мне ноты и слова и попросила спеть. И когда я запел: "Весна без листвы, как жизнь без любви..." - она сказала: "Это он". Так я случайно получил эпохальную для меня роль Алеши Корсака.

- Говорят, что счастливый актер — это тот, кто нашел своего режиссера. У вас вроде бы такового нет. Им мог бы стать Никита Михалков, но вы в список "его актеров" почему-то не попали.

- Се ля ви, как говорится. Зато Олег Меньшиков стал его актером. А я, значит, не приглянулся, не смог обаять его на кинопробах фильма "Родня" так, как Меньшиков. Тогда на "Мосфильме" Михалкова и Мордюкову я прождал больше часа. Когда же наконец они приехали и Михалков зашел в кабинет, меня как будто заклинило. Они разговаривали, пили чай с баранками, а я был настолько зажат, что даже слова сказать не мог. Пробы, как и знакомство с Михалковым, прошли неудачно. Но Никита Сергеевич потом подошел ко мне, похлопал по плечу и сказал (пародирует голос Михалкова): "Ну че, поздравляю, все нормально, ничего страшного не случилось". Я в ответ смог только что-то промямлить. Ведь тогда, да и сейчас тоже, это был мой кумир, мой бог. И эта близкая дистанция с богом для меня, для пигмея, вышла боком. Михалков меня больше в свои картины не приглашал. Но я не жалею и не обижаюсь, потому что, если бы я все-таки занял место Меньшикова, у меня не было бы "Гардемаринов". Ведь Олегу там тоже предлагали сниматься в роли, которую потом сыграл Жигунов. Но он отказался, и я думаю, не без участия Михалкова.

- Говорят, что вы из-за своей "природной скромности" не только Михалкова упустили, но и роль Пушкина у Марлена Хуциева.

- Здесь была виновата не моя скромность, а худсовет Госкино, там Хуциеву сказали: "Марлен Мартынович, вы с ума сошли! Пушкин — гений русского народа, а тут какой-то подросток, да еще с фамилией Харатьян". Хуциев тогда ответил, что Пушкин хоть и гений русского народа, но такой русопятый, что дальше некуда. Но худсовет все равно отказался признать меня Пушкиным, и Хуциев фильм завернул — очень принципиальный человек оказался. Я, кстати, тогда очень радовался, у меня как камень с шеи сняли, потому что до последнего не верил, что смогу сыграть Пушкина. Когда мне позвонили от Хуциева и предложили эту роль, я подумал, что кто-то очень глупо пошутил. Я спросил у девушки, представившейся ассистенткой Хуциева: "Вы меня давно живьем видели? Бакенбарды у меня вроде бы не растут и даже волосы не вьются". Но потом Хуциев объяснил, что видел меня в дипломном фильме одного молодого режиссера. Я там в роли лейтенанта ехал на танке, весь испачканный, и был похож не на Пушкина, а на Ганнибала. Хуциев, видимо, проследил эту родственную параллель и стал меня пробовать. Грим мне делали по пять часов, накладывали разные носы, клеили бакенбарды, делали большие губы. В результате получился натуральный Пушкин, как с картинки. Но даже мой "натуральный" вид не смог заставить худсовет забыть о моей нерусской фамилии. Кстати, опять же благодаря своей иностранной фамилии я не сыграл у Карена Шахназарова в "Мы из джаза". После "Пушкина" ко мне на студии стали относиться очень осторожно. И вот, когда худсовет принимал "Мы из джаза", кто-то опять пошутил про иностранную фамилию. Тогда Шахназарову предложили: "Давайте еще кого-нибудь попробуем на эту роль, вот, к примеру, хотя бы Скляра". А у Карена от этого фильма зависела его судьба в кино: первая его картина провалилась, и фильм "Мы из джаза" был его последним шансом, чтобы убедить комиссию в своих способностях. Он не мог рисковать и утвердил Скляра. Хотя очень жаль этот фильм, потому что на пробах у Карена я был в ударе, играл свободно и легко, и с артистами, и с режиссером работал душа в душу.

Моногамный семьянин

- Я слышала, что вы не со всеми режиссерами и коллегами, особенно женского пола, работали "душа в душу". В частности, о женщинах-актрисах вы как-то сказали, что они — "очень специфические особы и к ним нужен особый подход".

- С одним режиссером я действительно так повздорил, что при встрече даже не здоровался. А насчет женщин — это я когда-то глупость сморозил. Говорят, даже Ленин ошибался, так что мне тем более простительно. Сейчас, если вспоминать все работы, мне кажется, что с партнершами по съемочным площадкам у меня все было с точностью до наоборот. Может, конечно, говоря про "особый подход", я имел в виду личную жизнь и какие-то романтические истории...

- ...с партнершами по съемочной площадке?

- Честно говоря, лет мне уже много, всего и не упомнишь, что там было на этих съемочных площадках. И вообще, что это мы вдруг про интимные отношения заговорили?

- Это в желтой прессе про интимные, а у нас про романтические...

- Ну уж если были романтические, то почему бы в таком случае им не быть и интимными. Я вообще человек коммуникабельный и незлобный, поэтому со всеми находил общий язык. И всем своим партнершам симпатизировал, порой был очарован, иногда даже увлекался — с кем не бывает... Они, возможно, тоже были в меня тайно влюблены, но меня в свои страсти не посвящали.

- Вообще-то рассказывали, что раньше секс-символ 80-х Дмитрий Харатьян в жизни был совсем не скромником, а настоящим донжуаном, ездил на дорогой машине по городам и весям, заводил курортные романы с поклонницами.

- Да вы что! Это все враги! Я закоренелый семьянин, причем моногамный! А с поклонницами отношения у меня всегда были сдержанные: если тебе на шею вешаются, это не значит, что ты себя должен вести соответствующе. Я никогда не ставил себе задачи очаровать женскую аудиторию всей страны. Это после "Гардемаринов" началось какое-то безумие. Письма приходили пачками, кто-то писал, что собирается от меня родить, кто-то уже родил, кто-то назвал своего сына Димой, кто-то Алешей (в честь моего персонажа). Одна девушка вообще приехала с Украины с чемоданами на мне "жениться". Но все равно мне кажется, что с этим секс-символом что-то перепутали. Это определение скорее подойдет Машкову или Балуеву.

- Собственно, это звание сейчас от вас к ним и перекочевало. Не хотите наверстать упущенное?

- Гм... (Несколько обиженно.) Каждому свое время. Не я себя секс-символом прозвал, и не мне "наверстывать упущенное". И вообще, ерунда все это, мишура. Ведь что такое секс-символ по определению? Мужчина, появление на экране которого вызывает сексуальное возбуждение у женщин и провоцирует эротические эмоции. Но на самом деле провоцировать эти эмоции у официальных секс-символов получается очень редко. Тут не в названии дело, а в человеке, в его харизме.

- От романов и от секс-символа вы открещиваетесь, а что насчет шикарной машины?

- Какая тогда могла быть машина? Гонорары были маленькие, и купить на них квартиру или машину было просто невозможно. Это уже после всех "Гардемаринов", когда я сделал сольную программу и стал кататься по городам и весям, у меня появились какие-то деньги.

- Но сейчас-то вы помимо творческих планов и бизнесом занимаетесь, так что в разряд обычного актера, зарабатывающего обычные гонорары, не входите.

- Булат Окуджава как-то сказал, когда его спросили про творческие планы: "Это у Алены Апиной творческие планы, а я просто работаю". Я тоже просто работаю, живу не как банкир, но и не как бомж. Кстати, и бизнесом мою работу в клубе "Кино", который мы когда-то организовали, назвать трудно. Я там не хозяин и даже не совладелец, а простой арт-директор: приглашаю артистов, создаю своим присутствием какой-то имидж этому заведению.

- Торгуете лицом?

- Если я иду в кабинет к человеку, от которого что-то зависит в нужном и мне, и моим коллегам деле, для меня это не значит торговать лицом. Это просто использование авторитета, статуса, заработанного мной долгими годами жизни в кинематографе. Торговать лицом можно с гаишником, когда ты что-то нарушил и пытаешься спровоцировать его не штрафовать известного артиста. Вообще, все зависит от цели, которой ты хочешь добиться. Если не своей корысти ради, то незазорно и лицом поторговать. Вон Евгений Леонов, когда выпрашивал поставить телефон своему коллеге, ходил по кабинетам и в ноги начальству падал, говорил: "Отец родной, только ты можешь помочь". Ему тут же все подписывали и разрешали. Он играл роль, но начальство-то этого не понимало и принимало все за чистую монету. Так что проводить такие деловые встречи как с чиновниками, так и со зрителями — в порядке вещей.

Пьянству — бой!

- Но прошлым летом некоторые "деловые встречи" со зрителями вашего фильма "Атлантида" были сорваны, как писала пресса, "из-за безответственности и нетрезвого вида артиста Харатьяна".

- Пасквиль! Ложь и клевета врагов, конкурентов и завистников! Ну посмотрите на меня, какой же я пьяница?! Я вообще с детства не пью. (Делает милое лицо.)

- Даже по праздникам?

- Да вы что?! (Машет руками.) По праздникам особенно. Зачем же себе и другим портить праздники? Даже не пытайтесь меня спровоцировать, я поездку по городам с "Атлантидой" не срывал и пьяным на встрече со зрителями не был. Это одна известная желтая газета написала, другая перепечатала, а по Интернету разошлось. Я тогда не мог понять, что происходит, кто меня заказал. Моя жена звонила в редакцию, ругалась. Там ведь сообщали, что, по "проверенным данным", я ушел из семьи и лежу в наркологическом диспансере — чушь несусветная. Но, как известно, скандал — основа пиара, поэтому я к подобным сплетням очень легко отношусь.

- Вы к своему возрасту тоже легко относитесь? Вам ведь уже за 40, кризиса среднего возраста не наблюдается?

- Еще как наблюдается. Но если вы меня будете об этом подробно допрашивать, я прямо здесь и сейчас могу в депрессию впасть. А если говорить коротко, то я за время этого кризиса понял, что те ценности, которые мне когда-то казались важными в жизни, на самом деле ничего собой не представляют. Особенно это касается денег. Когда достигаешь всех материальных благ, о которых когда-то мечтал, жизнь может остановиться, потому что мечтать больше не о чем, становится скучно. А скука и уныние — это очень страшно. Поиск новых ориентиров, целей, ощущений — это основное средство для борьбы с кризисом среднего возраста у мужчины. Я тоже сейчас ищу себя и эти ориентиры, поэтому думаю, что кризис пройдет без последствий.

Валентина Оберемко, ("Телеглаз" - "Владивосток")

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

В США завершились военные учения - армия отрабатывала войну с российскими войсками. Раньше войска США всерьез учились уничтожать авиацию, флот и города России.

Уничтожить всех: США всерьез готовятся к войне с Россией
Комментарии
США получат контрсанкционный интернационал
Власти хотят успокоить бунтующий народ пенсионными льготами
National Interest: США и Россия случайно начнут ядерную войну
Найден "жареный петух", который клюнет Америку
В будущем президентом США станет трансгендер?
Лайма Вайкуле назвала своих критиков зомбированными зверями
Лайма Вайкуле назвала своих критиков зомбированными зверями
Лайма Вайкуле назвала своих критиков зомбированными зверями
Лайма Вайкуле назвала своих критиков зомбированными зверями
Лайма Вайкуле назвала своих критиков зомбированными зверями
Владимир Путин: V Каспийский саммит можно назвать эпохальным
Еврейское лобби - против евреев?
Непьющим студентам будут давать бесплатное жилье
СМИ: Крым окончательно остался без Visa и MasterCard
Американский хоккеист рассказал, как унижают русских в НХЛ
В Госдуме призвали не ввязываться в гонку вооружений с США
В Госдуме призвали не ввязываться в гонку вооружений с США
СМИ: Россия не отказывается от казначейских бумаг США, а прячет их в офшорах
Салвини наступил гомосексуалистам на больное место
Салвини наступил гомосексуалистам на больное место
Суперсанкции США убьют банки и госдолг России?

Почему еврейское лобби США поддерживает антисемитизм? Почему падает качество политических элит, их компетентность и ответственность во всем мире? К чему это может привести. Насколько опасна разбалансировка мировой политической системы? Каковы риски конфликтов на Ближнем Востоке и во всем мире? Об этом "Правде.Ру" рассказал эксперт.

Еврейское лобби - против евреев?