Инна Макарова: "Мои героини – это не я"

"Мои героини — это не я. Но у меня у меня есть свойство всегда концентрироваться перед ответственной сценой или важным делом", — рассказывает народная артистка России Инна Макарова.

Я когда на Вас смотрю, почему-то вспоминаю первым делом фильм "Молодая гвардия", совершенно замечательная картина и почему-то мне запомнилось, когда вы там сидите и поете: "Любушка, любушка, любушка-голубушка, я тебя не в силах прокормить".

Это сцена в тюрьме. Она сделана очень интересно. Это режиссура очень интересная. Она мне запомнилась не тем, что на экране, а тем, что было за экраном во время съемки. Я вначале играла этот спектакль, мы играли спектакль на сцене театра-студии киноактера, он был очень знаменитым, а потом были съемки. И первая сцена — сцена в тюрьме. И мой монолог, который я произносила каждый раз под аплодисменты, и вдруг на съемках Герасимов говорит: стоп. Опять стоп, опять стоп и опять стоп. Все не то, все не так. Ладно, вдруг перерыв и он меня зовет к себе. И представляет меня небольшому в очках человеку, который смотрит на меня и Герасимов говорит: "Знакомься, Шостакович". Вот так я познакомилась с этим великим художником. Очень многие его просто не видели. Я надеюсь, что фильм будет замечен снова, и его посмотрят многие люди.

А Вы знаете, какая вещь, достаточно мне было грустно это слышать, ведь многие молодые люди думают, что у нас нет хороших фильмов о войне.

Ну, что Вы...

Нет, я Вам серьезно говорю. Когда увидел один молодой человек, которого я хорошо знаю, "Список Шиндлера" он сказал, вот, наконец, американцы сняли картину о войне, а у нас нет.

Ни у одной страны не было таких хороших фильмов о войне, как у нас. Самые лучшие фильмы — это у нас. То, что мне предлагают, это неинтересно, после тех фильмов, которые я играла. Но это не значит, что я не работаю и в творческих вечерах. И это общение — огромное дело. Кроме того, просто стала как теперь все эстрадные актрисы. Эстрадные актеры — это огромная профессия и я, конечно, не могу ее освоить так просто. Но с удовольствием встречаюсь и если у меня есть возможность, я читаю и Бунина, и Паустовского или что-то еще, но, как правило, меня просят петь.

Петь?

Петь. И я пою песенки из моих фильмов. А ведь я набрала такое количество, оказывается. Выяснилось, что я почти в каждом фильме что-то пела.

Кстати сказать, о песнях: я очень много помню Ваших работ, что-то как-то у меня с песнями...

А потому, что это не было специально. Когда Родион Щедрин должен был написать мне романс, — Катя должна сидеть и петь романс — я категорически не стала петь. Я сказала, нет, она может петь что угодно, но только не сидеть и не петь специально написанный романс...

Но характер совершенно не тот.

Музыка прелестная. До сих пор вы видите, как звучат "Не кочегары мы, не плотники", одна из самых удивительных мелодий, в которой возникает время. Понимаете, это же не шутки, потому что это не ложилось именно на Катю.

Конечно, такая озорная совершенно.

Вот я и отказалась. Но везде, почти в каждом фильме, я что-то пела.

Вы были такой озорной, лихой, как Ваши роли, или вы, наоборот, может быть, были очень лиричны, а это просто актриса?

Конечно, это не я. Нет, нет, нет. Другое дело, что у меня есть свойство всегда концентрироваться перед ответственной сценой или важным делом. Это у меня было. Во всяком случае, энергия эта была. Но это совсем другой человек, это не то, что я играла. Ближе всего, конечно, это Варя в фильме "Дорогой мой, человек".

Замечательный фильм с Алексеем Баталовы. Его тоже ведь очень давно не показывали.

Нет. Его показывают довольно регулярно. Его каждый год показывают, но не все смотрят. У каждого своя программа. Но его очень любят.

Очень, очень. Необыкновенно теплый фильм.

Он просто сделан хорошими руками.

Скажите, пожалуйста, мы уже говорили о том, сколько людей на Вашем пути знаменитых. Наверняка в книжке, которую Вы написали, и которая называется "Благодарение", вы вспоминаете и людей, с которыми Вы встречались.

Это период с детства и до выхода на экран фильма "Молодая гвардия", вот это стремительное движение к профессии прямо с детства. Иного у меня не было, видимо, пути.

Вы из актерской семьи?

Нет. Я из семьи литераторов. У меня мама была журналистом, отец был диктором на радио в Новосибирске. У него голос был удивительно красивый. И он писал стихи, поэмы и даже в 34 году он стал членом Союза писателей первого созыва, но, к сожалению, через пол года он скончался, ему не было 35 лет. Вот в этой среде я и выросла. Театр рядом. Мама была заведующей литературной части ТЮЗа новосибирского, потом театра "Красный факел". Я в этой среде была.

А из тех людей, с которыми Вам пришлось потом встретиться, если бы Вам нужно было вспомнить одного человека, кого бы Вы назвали?

Герасимова. Конечно, в книге я о нем и о Тамаре Федоровне Макаровой очень много написала.

Кстати, что интересно, это люди, к которым привязаны буквально все их ученики, потому что они были привязаны к ученикам. Герасимов так и говорил: "Вы-то без меня проживете, а я без вас — нет". Это было мне совершенно непонятно. Мне больше понятно было, когда он говорил: "Я вас породил, я вас и убью". Это мне было ясно и понятно, а вот, что он без нас не проживет, это мне было непонятно. И уж когда старше я стала, я стала понимать, что для художника общение с молодым очень важно.

Да, и человеком, у которого внутри что-то свое.

Конечно, конечно.

Инна Владимировна — мама Натальи Бондарчук и Вашим первым мужем был Сергей Бондарчук, человек, с которым, по-моему, очень незаслуженно, жестко обошлись в конце его жизни.

Да. Это ужасно.

Наташа выглядит очень сильным человеком. Я Вам хочу сказать, что, несмотря на то, что и папа, и мама личности талантливейшие и сильнейшие люди, но когда я смотрю на вашу дочь, я думаю, что характер у нее железный, это так?

Характер у нее есть свой, да. Она очень творческий человек. Она может увлечься до самозабвения, потом удариться об это же обстоятельство лбом, но какая-то новая идея ее увлекает. Работает она очень много. И театр детский, который у нее все-таки как-то на плаву сейчас, этот "Бемби", фильм делает. Потом много фильмов делает таких публицистических. Мне очень нравятся ее фильмы.

Беседовала Нана Вартанова, радиостанция "Говорит Москва"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить