Иммигранты хотят изменить "неправильный" флаг Швейцарии

Иммигранты посягнули на символ Швейцарии

Группа мусульманских иммигрантов хочет заставить Швейцарию отказаться от нынешнего флага — белого креста на красном фоне. Мол, он ущемляет представителей нехристианских религий. Похоже, правоверных задело недавнее введение запрета на строительство минаретов. Однако их предложение едва ли встретит восторг у коренных швейцарцев и только добавит голосов в копилку местной ультраправой Народной партии.

Первым предложение убрать крест со швейцарского флага сделал не мусульманин, а (судя по имени) этнический хорват и католик вице-президент ассоциации иммигрантов Secondos Plus Ивица Петрушич. "Крест не подходит сегодняшней мультикультурной Швейцарии", — заявил он. Вслед за ним с подобной же инициативой выступили организации турецких, албанских и других иммигрантов из мусульманских стран. Взамен они предложили зелено-желто-красный флаг существовавшей на рубеже XVIII-XIX веков Гельветической республики. На нем креста точно нет.

Вряд ли случайно, что вопрос о замене флага поставил представитель иммигрантской организации. Сегодня более 20 процентов более чем семимиллионного населения Швейцарии составляют иммигранты. Наверняка, больше других будут настаивать на замене флага мусульмане. Их в стране насчитывается около 400 тысяч (пять с лишним процентов населения). Самая большая "этнически мусульманская" община — албанская, немного уступает ей турецкая. Кроме того, в Швейцарии живут арабы, боснийские мусульмане. И многим из них крест, наверняка, не нравится.

Подавляющее большинство швейцарских мусульман фактически порвали с религией предков. Так, пятикратный ежедневный намаз совершают не более 50 тысяч правоверных. Однако женщины в хиджабах уже превратились в неотъемлемую часть городского пейзажа Цюриха или Женевы. Кроме того, рождаемость в религиозных мусульманских семьях намного выше, чем у прочего населения страны. Наконец, все швейцарские последователи ислама — не коренные жители, а иммигранты и их потомки. И их поддержка изменению флага выглядит, мягко говоря, неоднозначно.

По всей видимости, данное обстоятельство учел и руководитель Федерации исламских организаций Швейцарии Хишам Майзар, назвавший идею об изменении флага "контрпродуктивной". "Мы не выдвигаем требований менять древние традиции других стран", — заявил он. И трудно не согласиться с его словами. Отношения коренных швейцарцев и иммигрантов уже прошли непростое испытание на прочность. И желание изменить флаг только подольет масла в огонь.

Читайте также: Швейцария: необычный пример процветания

Достаточно вспомнить историю двухлетней давности. Тогда мусульманская община пожелала пристроить минареты к уже имеющимся мечетям. Однако Швейцария отличается от всех прочих стран тем, что в ней по каждому мало-мальски значимому вопросу проводится референдум. Договориться с чиновниками там недостаточно — пришлось спросить мнение населения. И оно было не в пользу мусульманских иммигрантов.

Инициатором референдума двухлетней давности выступила ультраправая Швейцарская народная партия, которая призвала остановить "ползучую исламизацию". "Минарет — это политический символ внедрения ислама. Шаг за шагом шариат завоевывает Швейцарию, действуя параллельно со швейцарским законом", — заявил депутат швейцарского парламента от ШНП Ульрих Шлюер. Статистика показывает, что степень религиозности местных мусульман преувеличена, однако рядовым швейцарцам даже намека на нарушение привычного уклада оказалось достаточно.

Итоги голосования 29 ноября 2009 года шокировали Европу. 57,5 процентов населения Швейцарии высказались за то, чтобы запретить строительство минаретов. Заодно (по причине жестокости) были запрещены кошерный и халяльный забой животных. Свое возмущение высказывали исламские организации, правозащитники, многие европейские политики. Однако закон вступил в силу. ЕС на Швейцарию подействовать не мог — она в его ряды не входит.

Многие недовольные таким вердиктом (в том числе из числа коренных европейцев, отошедших от религии) жаждали реванша и в итоге решили ударить с "другого фланга". Мол, если нельзя строить минареты — то почему же на флаге Швейцарской Конфедерации изображен христианский крест? Он, дескать, ущемляет права не только мусульман, но и неверующих. Потому-то зелено-красно-желтый флаг Гельветической республики лучше. Только согласятся ли с такой точкой зрения большинство швейцарцев?

Читайте также: Не храните деньги в швейцарских банках

В отличие от соседних Франции и Германии, швейцарское общество достаточно консервативно. Хотя говорить о его стопроцентной религиозности не приходится, количество верующих в Швейцарии выше, чем в соседних странах. Отчасти это объясняется высокой долей сельского населения, разбросанного по многочисленным горным долинам 20 кантонов и шести полукантонов страны. Примерно половина коренных швейцарцев — католики, чуть меньше — протестанты-кальвинисты. Но и те, и те — христиане, так что крест на флаге — это то, что страну объединяет, а не разделяет.

Теперь — не к кресту, а собственно к флагу. Нынешний символ Швейцарии впервые использовался в 1339 году, когда союз отдельных кантонов только начал складываться. И свой официальный статус он обрел в 1848 году, когда завершилось последнее противостояние на этой земле, венчало которое создание прочной Швейцарской Конфедерации. Так что в определенной степени речь идет о символе свободы и мира, путь к которым занял многие столетия и пролегал через многочисленные войны.

А вот Гельветическая республика, стяг которой хотят предложить вместо нынешнего, особым почетом у швейцарцев не пользуется. Его создал Наполеон, оккупировавший страну и решивший создать на ее территории зависимые от Франции государственные образования. Для свободолюбивых швейцарцев такое знамя — символ порабощения. Не говоря уже о том, что сочетание зеленого, красного и желтого цветов характерно преимущественно для африканских стран. В Европе такой флаг есть только у Литвы.

И иммигрантам ли вообще учить швейцарцев терпимости? Вот уже более 160 лет на этой земле не льется кровь. Это тем более удивительно, что страна многонациональная. Почти три четверти коренных швейцарцев говорит по-немецки, пятая часть — по-французски, порядка пяти-шести процентов — по-итальянски, чуть менее одного процента — на ретороманском языке. Все языки носят официальный статус, но в каждом отдельном кантоне (за редким исключением) преобладает одна языковая группа. Так им удалось совместить малые мононациональные "домики" с общим многонациональным. Распад стране не грозит.

Читайте также: Мамаша Руайом спасла Женеву

Посягая на основу государства, иммигранты вызывают ответную реакцию и германошвейцарцев, и франкошвейцарцев, и италошвейцарцев. Среди всех них набирает популярность ультраправая Народная партия. Ее символ — три белые овцы (по числу трех ведущих языковых групп), дающие пинка четвертой — черной. Это явный намек на то, как следует поступить с иммигрантами. Четыре года назад за нее отдали свои голоса 29 процентов швейцарцев, и это было для Европы шоком. На парламентских выборах, намеченных на 23 октября, результат может быть еще выше.

Как показала история с запретами на минареты и ритуальное убиение животных, швейцарцы не боятся бросать вызов пресловутой политкорректности. Сейчас на очереди — запрет на ношение паранджи. И чем больше будет попыток посягнуть на основу швейцарской государственности, тем сильнее будет ответный удар. Швейцария и ее народ слишком долго шли к стабильности и спокойствию, чтобы просто так поступиться своими ценностями.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *