Антикризисный рост: G8 превращается в G40

В Италии открылся саммит «Большой восьмёрки» (G8). В числе его участников будет и президент России Дмитрий Медведев. По словам его помощника Сергея Приходько, основными темами встречи станут борьба с мировым кризисом, терроризмом, изменившийся климат и продовольственная безопасность.

Кроме того, российская сторона рассчитывает поставить вопросы по новому договору о европейской безопасности и энергетическому сотрудничеству.

Обращает на себя внимание тот факт, что «восьмёркой» форум можно назвать весьма условно. Наиболее узкий состав переговорщиков собрался 8 июля. На торжественном завтраке присутствовали не только лидеры России, Италии, США, Канады, Японии, Великобритании, Германии и Франции, но и глава Еврокомиссии, и премьер председательствующей в ЕС Швеции.

Ведущие мировые лидеры обсудили мировой кризис, климат, а также ситуацию с ядерной программой Ирана и КНДР и ситуацию на Ближнем Востоке. Венчал день ряд двусторонних встреч. Программа второго и третьего дней саммита (9 и 10 июля) наводит на мысль, что формат «восьмёрки» маловат для обсуждения важнейших мировых проблем.

Читайте также: Берлускони не готов к самопожертвованию ради "Большой восьмёрки"  

Дело в том, что 9 июля в обсуждении экономических вопросов примут участие представители ещё шести стран - (Китай, Индия, Бразилия, Мексика, ЮАР и Египет). Позднее к ним присоединятся Австралия, Индонезия и Южная Корея.

Помимо вышеозначенных стран, в Италию прибыли также представители Испании, Нидерландов, Дании, Швеции (как нынешнего председателя ЕС) Турции. Кроме того, для участия во встрече приглашены руководители ряда стран Африки. Собственно, тема помощи Чёрному континенту будет обсуждаться в последний день работы форума.

Наконец, в Италию прибыли представители международных организаций - ООН, Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного Банка (ВБ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Впервые на встречу «восьмёрки», которая всегда считалась клубом для избранных, прибыли представители около 40 государств и международных организаций. Однако приглашение на G8 ведущих государств с развивающейся экономикой давно уже стало традицией.

Все последние годы на таких мероприятиях обязательно присутствуют руководители Китая, Индии, Бразилии, Мексики. Уже очевидно, что без них вопросы современного мироустройства решить невозможно. А вопросов таких много. Как обсуждать без Китая и Индии проблемы мирового кризиса, когда их экономики растут быстрее, чем где-либо в мире?

Как обсуждать урегулирование на Ближнем Востоке без участияЕгипта – крупнейшей страны арабского мира? Как можно говорить о ядерной программе КНДР без участия Южной Кореи? Как говорить о таянии ледников без имеющей выход к Антарктике Австралии и владеющей Гренландией Дании?

С политикой тесно смыкается и экономика, где заметную роль играют международные финансовые организации. Так, именно они предоставляют кредиты страдающим от последствий кризиса странам – например, Латвии и Венгрии. И обсуждать будущее мира без их участия, тем более во время кризиса, кажется неправильным.

Получается, что прежний формат восьми лидеров стран, представляющих крупнейшие в мире экономики, устарел. И все же, есть ли необходимость его менять? На этот вопрос в интервью «Правде.Ру» ответил  профессор Высшей школы экономики Иван Родионов .

- Расширение рамок «Большой восьмёрки», - сказал он, - является правильным решением. Система мирового хозяйства, созданная в 1946 г., требует изменений. Напомню, что «Большая семёрка» в составе США, Канады, Японии, Великобритании, Франции, ФРГ и Италии стала оформляться в 1970-80-е гг. В 1990-е гг. после развала СССР к ней присоединилась Россия.

Теперь говорить об изменении «Большой восьмёрки» вынуждает мировой финансовый кризис. Подобный вариант развития событий предсказывали ещё на последних встречах G8, где присутствовали представители таких растущих в экономическом плане стран, как Китай, Индия и Бразилия.

Необходимость дальнейшего расширения формата организации диктуется самим временем в условиях нарастания кризисных моментов. И преодолевать их лучше вместе.

Но какой будет роль России в мировой экономике? В последнее время среди экономистов наметилась тенденция упоминать неформальное объединение БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) без России. Просто БИК. И всё из-за того, что, с их точки зрения, наша доля в мировой экономике невелика.

Антикризисный рост: G8 превращается в G40
Антикризисный рост: G8 превращается в G40

Кроме того, российская экономика имеет сырьевую направленность и, как следствие, не определяет ситуацию в мировой экономике, а следует за ней. Так, в кризис снижается производство. Соответственно, снижается потребление сырья, и цена на него падает. А это бьёт по бюджету нашей страны.

Однако не всё так плохо. Наше правительство осознает проблему и пытается её решать. По крайней мере, оглашаются планы перехода к инновационной экономике. И есть надежда на то, что мы уменьшим её сырьевую составляющую и тогда займём достойное место среди мировых гигантов, - считает эксперт.

Читайте по теме: "Большая восьмёрка" разрастётся до "сороковки"?

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить