Ждать ли России угрозу с Баренцева моря?

Россия и Норвегия договорились об облегчении визового режима. Это стало светлым пятном на фоне непростых отношений России с северо-западным соседом, имеющих огромное экономическое и политическое значение для нашей страны. И если диалог с Норвегией в итоге зайдёт в тупик, россии придётся пересмотреть многие доктрины, включая военную.

В Россию с рабочим визитом прибыл премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг. Главной темой его встречи с российским коллегой Михаилом Фрадковым стало подписание соглашение об облегчении визового режима и реадмиссии (взаимном возвращении незаконных мигрантов). При этом отношения двух стран продолжает осложнять наличие территориального спора за районы, богатые нефтью, газом и рыбой, а также американский радар близ российских границ.

Норвегия – соседняя с Россией страна, занимающая особое место в Европе. Богатая нефтью, газом, рыбой и другими морепродуктами, она уже дважды – в 1972 и 2007 гг. – отказывалась вступать в Евросоюз. В то же время она подписала многие документы ЕС, в том числе и Шенгенское соглашение, частью которого она стала с 2001 года. Особое положение даёт стране много преимуществ, и делает её, несмотря на всего лишь 4,5 миллиона населения, очень важным игроком на мировой арене.

Читайте: Норвегия поворачивает от США к "старой" Европе .

Когда зашла речь об упрощении визового режима с ЕС, на повестке дня немедленно встал норвежский вопрос. Немало россиян любят эту страну за её фьорды и другие чудеса природы, и постоянно ездят туда то на рыбалку, но погулять по лесу, то просто полюбоваться на северные красоты. Долгое время Норвегия не шла России на уступки, опасаясь миллионов «русских нелегалов». Но теперь, как и в случае с ЕС, лёд, кажется тронулся, и студенты, спортсмены, научные и культурные работники смогут получать визы в упрощённом порядке.

Но несмотря на сдвиги в важнейшем гуманитарном вопросе, отношения двух стран продолжают оставаться сложными. И виной тому – территориальные претензии Норвегии на часть шельфа Баренцева моря, который принадлежит России. Особенно острым он кажется оттого, что в этом районе находятся огромные запасы нефти и газа, включая Штокмановское газоконденсатное и Приразломное нефтяное месторождения. И норвежская сторона не собирается отступать, хотя Россия не признаёт территориальных претензий.

Ещё один спорный вопрос – Шпицберген. Он принадлежит Норвегии, но Россия по договорам имеет возможность добывать уголь на архипелаге, а её суда вести рыбный промысел у его берегов. После распада СССР Норвегия всячески пытается установить свой полный контроль над архипелагом, что приведёт для России к очень большим убыткам. И свидетельство тому – бесконечные задержания российских рыбаков норвежскими рыбными инспекторами в спорных водах.

И вот перед визитом в Россию премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг объявил о том, что с 1 июля транспортные суда будут проходить на более удаленном расстоянии от норвежского побережья, включая и побережье Шпицбергена. Он объяснил это необходимостью соблюдения экологической безопасности и вкладом в экологию, но российская сторона усматривает в этом очередные попытки вытеснить российских рыбаков из Баренцева моря.

В настоящее время Норвегия входит в число крупнейших в мире экспортёров нефти и газа (вместе с Россией и Мексикой она является крупнейшим экспортёром нефти, не входящим в ОПЕК). Огромные запасы природных ресурсов позволяют норвежцам иметь один из самых высоких в мире уровней социальной защиты и всего лишь 32-часовую рабочую неделю. Но запасы не вечны, а жить «почти на халяву» хочется. Поэтому убеждать норвежцев снять территориальные претензии на нефтегазовый шельф придётся долго.

Наконец, ещё один спорный вопрос является чисто политическим. Норвегия входит в число основателей НАТО, и в этой стране давно существуют американские военные объекты. Один из них – мощнейшая радиолокационная станция в Вардё, расположенная в самой близи от российской границы. Вместе с предполагаемым радаром в Чехии она должна стать частью системы ПРО США возле российских границ. Так что этот вопрос также крайне отрицательно сказывается на двусторонних отношениях.

Таким образом, отношения с Норвегией имеют для России очень важное значение. Слава Богу, пока их не омрачает воинственная риторика, свойственная многим российским соседям. Упрощение визового режима стало хорошим примером способности Москвы и Осло идти навстречу друг другу. Однако спорные вопросы являются слишком острыми и дорогими в прямом смысле. И если переговоры зайдут в тупик, у северо-западных границ России появится богатая и недружественная страна, из-за которой придётся пересматривать многие доктрины, включая военную.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить