Автор mahail_v

Клуб азиатских "драконов"

В Сингапуре завершился 13-й саммит АСЕАН (в нее входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины), который совпал с 40-летием этой крупнейшей региональной организации Юго-Восточной Азии. Напомним, что население стран-членов  АСЕАН превышает 500 млн. человек, а совокупный ВВП приближается к $1 трлн.

Главным событием саммита стало подписание устава организации, который должен превратить АСЕАН к 2015 году из региональной диалоговой площадки в мощный экономический и политический блок, который по своей структуре и задачам напоминает Евросоюз. Большинство членов блока не скрывают, что объединятся их, заставляет страх перед растущей мощью Китая и Индии.

Устав АСЕАН разрабатывался организацией последние три года. Главной целью этого документа является создание к 2015 году эффективного экономического блока  за счет снятия внутренних ограничений на потоки товаров, рабочей силы и капитала. Кроме того, АСЕАН будет создавать прозрачный рыночный механизм, облегчающий приток иностранных инвестиций. "Только таким образом АСЕАН сможет быть конкурентоспособным",- говорится в уставе. Тенденция к объединению малых стран перед лицом их возможного  поглощения   экономическими гигантами вполне укладывается в рамки процессов,протекающих в мире.

У стран  Востока хорошая историческая память. Вьетнам и Таиланд прекрасно помнят свое вассальное по отношению к Китаю прошлое, и не желали бы возвратиться к нему  ни в какой форме. Кроме того, страны АСЕАН не забыли финансовый кризис 1997 года (аналогичный российскому дефолту), который подорвал экономику и обрушил финансовые системы  всех стран региона.

Необъединенная Юго-Восточная Азия - слабое звено в мировой экономике и легкая добыча для Китая. АСЕАН как блок - серьезный конкурент и реальный центр силы, как в области энергетики, так и финансов. Кроме того,  в новых условиях это еще и противовес ОПЕК, в который ни одна страна региона не входит. Индонезия, Вьетнам, Бирма - крупные поставщики нефти, Малайзия постоянно увеличивает добычу и переработку нефти и природного газа. В других странах отсутствие крупных запасов углеводородов компенсируется значительными месторождениями угля, железной руды, цветных  и редких металлов.

При этом каждая из стран АСЕАН занимает важное геополитическое положение, являясь перекрестком интересов Европы и Азии. АСЕАН, подобно ЕС,  стремится создать универсальный союз, способный защитить всех и каждого от неприятностей и при этом создать ему вполне цивилизованный современный вид, без всяких намеков на агрессию.

Документ декларирует цель "поддерживать демократию, верховенство закона и права человека" - для этого АСЕАН создаст специальное бюро по правам человека. Таким образом, внешне многие положения устава выглядят, как желание АСЕАН сблизиться с Западом.

Впрочем, все атрибуты демократии лишены реальной силы и, скорее всего, воспринимаются АСЕАН как условие привлечения иностранных инвесторов. Например, бюро по правам человека будет иметь лишь наблюдательные функции и не сможет вводить санкции против режимов, нарушающих права своих граждан. Как подчеркивается в уставе, АСЕАН "уважает суверенитет своих членов, не вмешивается в их дела и не поддерживает попытки неконституционной смены власти".

Реальным же стимулом объединения  является страх перед растущей экономической экспансией новых азиатских экономических гигантов -- Китая и Индии. "У нас есть в запасе пять лет, чтобы не отстать от Китая и Индии. Принятие устава должно гарантировать, что АСЕАН успеет с толком использовать это время", - заявил председатель делового совета АСЕАН Роберт Йап.

КНР, однако, может с выгодой для себя использовать интеграционные процессы в рамках АСЕАН: хотя они усложнят жизнь компаниям материкового Китая, в то же время значительно усилятся позиции огромной китайской диаспоры в Юго-Восточной Азии. Недаром присутствовавший в Сингапуре премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао всячески приветствовал принятие устава АСЕАН.Поведение вполне объяснимое. Сегодня АСЕАН не конкурент для Пекина. Но с годами, особенно в области транзита и энергоресурсов, объединение стран Юго-Восточной Азии может стать серьезным барьером для экспансионистской политики КНР.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины
Это всё придумал Бисмарк: как Госдума приняла "проклятый" закон
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
Посол объяснил, почему Москве не очень интересна Варшава
Больше ясности: Израиль вывез из Сирии "Белые каски"
Китайский слон затопчет Россию?
Дело Браудера может утопить Хиллари Клинтон
Больше ясности: Израиль вывез из Сирии "Белые каски"
США создадут военные базы для контроля Антарктиды
МОК объявил о готовности принять Россию обратно
США создадут военные базы для контроля Антарктиды
В Киеве признали необратимое обнищание Украины
В Киеве признали необратимое обнищание Украины
Официально: объявлено о начале торговой войны Европы и США
Больше ясности: Израиль вывез из Сирии "Белые каски"
Ограбленный в Киеве ученый из Кении три недели жил на вокзале
Как атеист Ципрас предал греков, православие и Россию
Больше ясности: Израиль вывез из Сирии "Белые каски"
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины

О новом мировом порядке пока не говорят. Но о том, что новой Европе нужна новая система безопасности, речь идет уже давно. Теперь она начинает складываться. Насколько все-таки реальна и безопасна эта система? А точнее, сразу две системы? Об этом "Правде.Ру" рассказал директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

Новый мировой порядок Европы - вызов России