Индонезия отказалась отдать России "черные ящики" разбившегося самолета "Суперджет"

Индонезия не отдает "черные ящики"

Индонезийская сторона не собирается передавать России "черные ящики" потерпевшего катастрофу самолета "Сухой Суперджет-100". А в случае поломки вообще отправит их в США, в компанию-производитель. Эта новость встревожила российскую прессу. Законны ли действия индонезийцев? На этот вопрос "Правде.Ру" отвечают известные в авиации люди и юристы.

Летчик-испытатель первого класса, действительный член Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике Александр Вениаминович Акименков так ответил на этот вопрос в беседе с корреспондентом "Правды.Ру":

"Действия индонезийской стороны законны, они полностью вписываются в Чикагскую конвенцию от 7 декабря 1944 года, в которой определено, кто именно расследует авиационное происшествие — та страна, на территории которой оно и имело место".

Кроме того, Александр Вениаминович остановился и на некоторых других аспектах темы крушения "Суперджета": "Самолет слишком "умен", его автоматика основана на новейших цифровых технологиях, перенасыщена, так сказать, "компьютерным разумом". Зачем конструкторам понадобилось так усложнять системы управления обычного регионального пассажирского самолета? Это же не боевой истребитель…"

Чем сложнее техника, тем легче ждать от нее всяких "сюрпризов". Трудно исключить, что поворот на 150 градусов, в результате которого самолет и врезался в скалу — это не действия летчиков, в результат какого-либо сбоя компьютерной системы управления… Так что, вполне возможно, после дешифровки данных "черных ящиков" мы узнаем много неожиданного.

А вот что рассказал "Правде.Ру" главный редактор журнала "Авиапанорама" Павел Петрович Иванов:

"То государство, на территории которого случилось авиационное происшествие, по международным конвенциям, вправе само проводить расследование его причин, в том числе и проводить дешифрирование бортовых устройств регистрации, или, как у нас их называют, "черных ящиков".

Читайте также: SuperJet: выводы делать рано...

 

На моей памяти есть случай, когда бортовое устройство регистрации нашего разбившегося в Ле Бурже истребителя было привезено французским офицером в Москву. Привезено по той причине, что французы просто-напросто не смогли без нас провести дешифрирование, не смогли разобраться в конструкции прибора. Когда приехал офицер, он не отходил никуда от этого накопителя информации и не позволял в свое отсутствие проводить никакие операции с "черным ящиком". И он, с юридической точки зрения, был прав".

Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе объединенной самолетостроительной корпорации ОКБ Сухого, пока вообще рано говорить, как будет проходить расшифровка "черных ящиков" "Суперджета". Еще непонятно, в каком они состоянии, можно ли вообще или пользоваться после такой страшной аварии. Хотя обычно бортовые самописцы "выживают" даже во время сильнейших пожаров, всякое может случиться. Поэтому в пресс-службе корпорации посоветовали не торопиться ни с какими выводами.

Как сообщил "Правде.Ру" специалист по международному праву, кандидат юридических наук Игорь Васильевич Шмидт, "в данной ситуации очень важно знать, внесен ли данный конкретный самолет "Сухой Суперджет-100" в государственный реестр воздушных судов. Если да, то вопрос ясен: конечно, Индонезия имеет все права на самостоятельное исследования бортовых самописцев. И то, что сейчас индонезийская сторона не препятствует участию в расследовании причин катастрофы российских специалистов, можно рассматривать как акт доброй воли. Но если самолет не был внесен в госреестр и проводил демонстрационный полет в статусе экспериментального самолета, тогда юристы еще могут попробовать, так сказать, "побороться" за "черные ящики".

Читайте также: Надежда российского авиастроения разбилась

По мнению вице-президента Общероссийского союза юристов Владислава Валерьевича Гриба, которым он поделился с "Правдой.Ру", одним из главных вопросов в этой теме является вопрос о собственности — важно, не в какой стране и какой компанией произведен самолет, а кому он де-факто принадлежит. Важен также вопрос об условиях, на которых проходил демонстрационный полет. Было ли какое-то дополнительное соглашение по полету с индонезийской стороной? Когда будут опубликованы такие данные, тогда юристы смогут гораздо четче сказать, что можно сделать, чтобы участие России в расследовании причин катастрофы было более широким.

Напомним, лайнер "Сухой Суперджет-100", выполнявший демонстрационный полет в районе аэропорта индонезийской столицы Джакарты, потерпел крушение 9 мая. На высоте около двух тысяч метров он пропал с экранов радаров. На следующий день, 10 мая, обломки самолета были найдены на склоне горы Салак. На борту самолета находились 45 человек, из которых никто не выжил. Среди погибших — 35 граждан Индонезии, восемь россиян, француз и американец.

По последним данным, спасатели обнаружили на месте падения самолета и первый, и второй бортовой самописец. Оба "черных ящика" уже перевезены с места катастрофы на вертолетную площадку в поселок Чиджерук. Поисковые работы на месте катастрофы лайнера продолжаются. В операции задействовано 512 военнослужащих и спасателей. Прибыли на место катастрофы и российские специалисты из Центроспаса.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить