США заплатило Пакистану за возможность транзита грузов в Афганистан

НАТО просится в Пакистан

Видимо, плата за транзит через Россию показалась Соединенным Штатам слишком высокой. Заплатив Пакистану в два раза меньше, американцы получили в свое распоряжение еще один маршрут для вывода войск из Афганистана. Для этого госсекретарю Хиллари Клинтон понадобилось не только раскрыть кошелек, но и извиниться за ошибочный авиаудар сил коалиции.

Раньше, американцы обеспечивали группирoвку вoйск сил междунарoднoй безoпаснoсти в Афганистане пo двум маршрутам: через Пакистан в Штаты и Еврoпу, а также пo территoриям Узбекистана, Казахстана, Грузии и Турции. При этoм база Манас в Киргизии выпoлняла функции лoгистическoгo центра.

Но под давлением исламского мира и Китая, которому очень не нравится курсирование под боком войск НАТО, транзитный маршрут через Пакистан был заблокирован, а киргизы отказались сдавать США базу Манас. Окончательно подкосил американское правительство мировой финансовый кризис.

Читайте также: Средняя Азия откроет НАТО дверь в Россию?

Пришлось считать деньги, затянуть пояса и найти бoлее дешевые и, чтo немалoважнo, безoпасные пути перебрoски грузoв Северoатлантическoгo альянса, пoскoльку пакистанцы и узбеки с завиднoй регулярнoстью грабили дo нитки американских вoенных. Турция oказалась слишкoм далека без дoзаправки, а преданный вассал в виде Грузии пoпрoсту не мoг oбеспечить крупнoгабаритнoй американскoй технике теплый прием, несмoтря на дикoе желание Михаила Саакашвили выслужиться перед американским Гoсдепoм.

И тут на помощь пришла Россия, которая разрешила использовать свой город Ульяновск для перевозки туалетной бумаги и прочих личных грузов для горе-вояк из Североатлантического альянса. Но вот беда: перевозить одни только подштанники Вашингтону показалось маловато, а Владимир Путин, который встречался с Бараком Обамой в кулуарах на саммите G20, видимо, не согласился на расширение ассортимента. Иначе как объяснить, что Америка снова решила обратиться за помощью к Исламабаду?

Пакистан — не Россия, и тем более — не союзник НАТО. Запад и Исламабад связывают непростые взаимоотношения. В ноябре прошлого года исламская республика получила авиаудар от сил коалиции, в результате которого погибло четыре пакистанских военнослужащих. Но даже за это Госдеп готов был повиниться, о чем и сообщил на саммите блока в Чикаго. Однако Пакистан усвоил данные ему уроки и запросил по пять тысяч долларов за каждый перевезенный груз через его территорию в Афганистан и обратно.

Москва же запросила шесть тысяч за груз и всего 2,5 миллиарда долларов, что совсем не устраивает США. И дело даже не в деньгах. Транзит через Пакистан более выгодный для НАТО, ведь путь к порту Карачи является кратчайшим до залива, что упрощает и удешевляет передислокацию сил и средств. Да и пакистанские жители заинтересованы подзаработать — в результате простоя грузовиков и бензовозов финансовые трудности просто волной ударили по рядовым пакистанцам.

Читайте также: Узбекистан распахнул ворота для Америки

Но не все так сладко. Даже если Исламабад больше не закроет границу, получив 1,2 миллиарда долларов "извинений", которые разморозят участие 150 тысяч пакистанских военнослужащих в антитеррористической операции, власти страны не получат практически ничего из транзита американских войск.

Правительство согласилось на перевозку каждого контейнера по цене 250 долларов, однако все деньги получит не государственная казна, а те самые рядовые пакистанцы — владельцы транспортных компаний. И в этом есть определенная логика. Граждане не бунтуют в отличие от россиян за присутствие войск НАТО в Пакистане, так как получают прямую возможность заработать. Бунты наподобие сирийских или тунисских Пакистану совсем не нужны.

Но от России американцам все равно никуда не деться. Треть грузов все равно придется провозить через территорию бывшего СССР. А значит им придется иметь дело с настроением как Владимира Путина, так и его коллег из соседних среднеазиатских стран. И здесь весьма "удачно" Узбекистан совершил демарш и решил покинуть Организацию договора коллективной безопасности.

Оказывается, на фоне драки за натовские деньги Узбекистан попытался капитализировать свой статус единственной страны, имеющей железнодорожное сообщение с Афганистаном. Ислам Керимов, не мудрствуя лукаво, попросил дополнительные 50 процентов стоимости за транзит военных грузов из зоны конфликта, настаивая на дополнительной премии к той сумме, которую получают соседи. А все дело в том, что денег у НАТО кот наплакал, и блок предложил вместо долларов платить военным оборудованием.

Читайте также: 30 секунд ареста для премьера Пакистана

Такой способ спровоцировать конфликт между среднеазиатскими государствами, утратившими после распада Советского Союза, единую структуру, достоин, конечно, похвал. Но вряд ли Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин, ратующие за создание Евразийского союза, поставят под угрозу свое светлое будущее из-за пары танков.

Таким образом, открытие южного коридора стало не только подспорьем для вывода американских войск из Афганистана, но и обезопасило Россию с Центральной Азией от внутренних конфликтов. Поэтому Вашингтон опять лишился возможности посидеть на двух стульях, и ему придется выбирать: или продолжать терять своих людей в стране талибов, или платить втридорога за их спасение, или отказаться от региона, сэкономив деньги.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Илона Раскольникова
Илона Раскольникова — журналист,  репортер, специализирующийся на кавказской тематике, политике, экономике
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить