США сами себе создают мощного врага в Азии

Играя на демократии в Пакистане, где 17 марта должен собраться оппозиционный парламент, США рискуют получить на Среднем Востоке обладающего ядерным оружием противника с серьезными целями. Генералы помнят дружбу. Но, если она трансформируется в предательство, спуска не дают. Президент Пакистана долго уступал. Кажется, его прижали к стенке – США нужен новый крупный враг.

Парламент Пакистана, похоже, достанется оппозиции. После подсчета голосов избирателей на 70% участков большинство мест в парламенте получают Пакистанская народная партия (ПНП) погибшей Беназир Бхутто и Пакистанская мусульманская лига (ПМЛ)другого известного оппозиционера Наваза Шарифа. Иностранные наблюдатели не исключают, что проигрыш партии действующего президента Первеза Мушаррафа может привести к новому обострению ситуации в Пакистане.

Напомним, что парламентские выборы в Пакистане состоялись в минувший понедельник. Из-за теракта 27 декабря минувшего года, в котором погибла Беназир Бхутто, и начавшихся затем волнений ЦИК Пакистана принял решение о переносе кампании с 8 января на 18 февраля. И только 17 марта парламент должен быть, наконец, созван.

Голосование проходило на 35 тыс. избирательных участков, для охраны которых было направлено более 81 тыс. военных. Власти страны утверждали, что военизированная охрана призвана предотвращать теракты, которые в последнее время в стране происходят практически постоянно.

Однако оппозиция выражала уверенность, что военные предназначены, чтобы бороться с ней. В ходе избирательной кампании иностранные наблюдатели не раз выражали недовольство «формальным» отношением ЦИК Пакистана к жалобам и претензиям со стороны оппозиционеров.

Полит ические силы Пакистана, похоже, определились с кандидатурой нового премьер-министра страны. В четверг на пост главы правительства выдвинут Асиф Али Зардари - муж погибшей при теракте Беназир Бхутто. Зардари является сопредседателем Пакистанской народной партии, которую до недавнего времени возглавляла его покойная супруга. Именно Бхутто, кстати, и поспособствовала тому, чтобы муж стал ее преемником на посту лидера оппозиции.

После гибели представительницы знаменитой политической династии Пакистана руководство партии обнародовало ее письмо, которое сразу же окрестили "завещанием" покойной. В этом документе, датированном 16 октября 2007 года, Бхутто называла супруга человеком "мужества и чести", который "провел 11 с половиной лет в тюрьме, но так и не был сломлен".

Она была убеждена, что именно Зардари сможет стать лидером, способным объединить партию, в случае если с ней что-нибудь случиться. По итогам всеобщих выборов Пакистанская народная партия получила больше всего мандатов. Кроме того, она пользуется поддержкой фракции Наваза Шарифа, чья партия Мусульманская лига заняла второе место на голосовании.

Так что, по мнению политологов, утверждение нового премьера может стать чисто технической процедурой. Партия действующего президента Пакистана Первеза Мушаррафа в настоящее время показывает третий результат, уступая обеим оппозиционным партиям.

В Национальной ассамблее у нее пока только 25 мест, а в Пенджабе – 45. При этом свои места в парламенте страны уже потеряли такие видные деятели «Пакистанской мусульманской лиги» Мушаррафа, как ее лидер и бывший премьер-министр страны Чаудхи Шуджат Хусейн, проигравший кандидату от Народной партии в провинции Пенджаб, губернатор самого Пенджаба Чоудри Первез Эллахи, бывший министр информации и железнодорожного транспорта Шейх Рашид Ахмед, бывший министр иностранных дел Хуршид Мехмуд Касури и бывший министр обороны Рао Сикандр Икбал.

Победившие на выборах оппозиционные партии на днях подписали соглашение о создании правительственной коалиции. Сделка предусматривает, что будут восстановлены на службе судьи, смещенные президентом Мушаррафом. В результате президент может лишиться своего поста.

О разделе власти объявили Зардари и Шариф. Оба лидера заявили, что будут добиваться отмены двух важных полномочий президента: права распускать парламент и права назначать командующих родов войск. Эта сделка расчистила путь к разрешению политического кризиса, разразившегося в Пакистане еще осенью прошлого года.

Однако чтобы договориться, двум партиям пришлось пойти на взаимные уступки. Зардари сделал шаг навстречу Шарифу и принял его требование о восстановлении судей. А Шариф, скрепя сердце, согласился на то, что новое правительство принесет присягу президенту. Ранее глава ПМЛ (Н) говорил, что члены его партии не будут работать в правительстве до тех пор, пока Мушарраф не уйдет в отставку

Шариф считает президента своим личным врагом с 1999 года. Тогда генерал Мушарраф, командовавший сухопутными войсками, совершил бескровный государственный переворот, лишив власти Шарифа, возглавлявшего правительство своих полномочий.

Пакистанская тема в настоящее время является непременной составной частью выступления кандидатов в президенты США или заявления высших должностных лиц администрации, начиная с президента Джорджа Буша. Еще весной 2001 г., когда генерал Мушарраф объявил о борьбе против движения «Талибан» (новых талибов) в Пакистане, его призыв к международной общественности не был достаточно хорошо услышан. Однако события 11 сентября 2001 г. кардинально изменили ситуацию.

США потеряли живой интерес к Пакистану после вывода советских войск из Афганистана в 1989 г., когда он перестал играть роль прифронтового государства. В 90-е годы постоянная смена гражданских правительств Бхутто и Шарифа, боровшихся за власть, не прибавляли к нему симпатии.

Приход к власти генерала П. Мушаррафа 14 октября 1999 г. в результате бескровного военного переворота, отстранение от власти законно избранного главы правительства и введение в стране режима чрезвычайного положения оттолкнули сначала администрацию Б. Клинтона, а затем и Дж. Буша от Исламабада.

Крестовый поход последнего, провозгласившего борьбу против мирового терроризма приоритетной целью своей внешней политики, начался после взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке в сентябре 2001. Борьба США с исламским экстремизмом как частью мирового терроризма проводилась по нескольким направлениям: за вторжением в Афганистан осенью 2001 г. последовала интервенция Ирака весной 2003 г. С 2001 г. Пакистану отводилась роль основного союзника в регионе в борьбе против талибов и боевиков «Аль-Каиды» на приграничных с Афганистаном территориях Северо-Западной пограничной провинции.

В дальнейшем, после провала «ядерного давления» на Иран, с новой силой зазвучала «ядерная проблема» Пакистана. США даже разработали план охраны его ядерных объектов при чрезвычайных обстоятельствах в случае, если «нынешние политические беспорядки приведут к захвату ядерных арсеналов экстремистами».
После событий 11 сентября 2001 г. США использовали базы на территории Пакистана для проведения военных операций в Афганистане.

Но их присутствие было непродолжительным. Американские войска покинули ИРП после свержения режима «Талибана» в Кабуле и развернули свою базу в Баграме, к северу от Кабула. С тех пор пакистанское руководство запретило присутствие американских военных формирований на территории страны.

Стратегическое партнерство открыло перед Пакистаном колоссальные возможности. В 2001–2007 гг. США предоставили финансовую помощь Пакистану по различным каналам в размере 9,6 млрд долларов, включая 5,3 млрд долларов от Пентагона. Самые крупные статьи выплат направлялись администрации Мушаррафа на борьбу с терроризмом. Еще в июне 2003 г., во время визита президента ИРП, генерала П. Мушаррафа в США, между Вашингтоном и Исламабадом было подписано соглашение о предоставлении Пакистану экономической помощи на сумму 3 млрд долларов сроком на пять лет.

В преамбуле документа по-американски четко были прописаны основные цели, на которые должны быть потрачены выделяемые деньги, за которые конгресс США и лично президент Дж. Буш несут ответственность перед своими налогоплательщиками: борьба с терроризмом, контроль за распространением ядерного оружия и развитие страны по демократическому пути.

Со своей стороны, Пакистан с лихвой отплатил за мощную финансовую поддержку, став за эти годы основным покупателем продукции военно-промышленного комплекса США. Одна из последних сделок – 31 декабря 2007 г., когда Пентагон предоставил компании Lockheed Martin Corp право на поставку Исламабаду 18 истребителей F-16 до конца 2010 г. Сделка предусматривает сборку 12 F-16C (одноместных) и шесть F-16D (двухместных) истребителей. Стоимость контракта — 498,2 млн долларов.

Однако сегодня, когда военно-политическое присутствие США в регионах Центральной и Западной Азии стало доминирующим, но не привело к заметным успехам лучше искать виновного на стороне, а не в своих рядах. При этом масла подлил глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи. 8 января 2008 г.в Бейруте, заявил в интервью газете Al-Hayat об «опасениях, связанных с ядерным арсеналом Исламабада, который может попасть в руки экстремистов в Пакистане или Афганистане. Я боюсь, что хаос… или экстремистский режим может дать корни в стране, обладающей от 30 до 40 боеголовок… С момента введения президентом П. Мушаррафом чрезвычайного положения в ноябре весь мир озабочен вопросом безопасности Пакистана, который имеет 50 боеголовок».

Развернувшаяся избирательная кампания в США, помимо прочего, имеет одну особенность. Практически все кандидаты на пост президента Соединенных Штатов Америки в графе «борьба с терроризмом» упоминают Пакистан, подчеркивая необходимость инспекции его ядерных установок. Хиллари Клинтон, кандидат от Демократической партии, подчеркивая свой интерес к этой стране, посетив ее, заявила, что предложит совместную американо-британскую команду для инспекции безопасности ее ядерных арсеналов в случае, если будет избрана на пост президента. .

Пакистан, несмотря на давление стран НАТО, международных организаций, МАГАТЭ ни под каким видом не допускает иностранных наблюдателей на свои ядерные объекты. Несмотря на неудачи в своей ближневосточной политике, США остаются доминирующей силой, оказывающей влияние на развитие событий в регионе.

Однако столь явные провалы в иракской военной кампании, отступления в вопросах иранской ядерной программы и т.д. заставят США искать «новых врагов демократии или угрозу миру во всем мире» в лице, например, Исламабада.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *