МиГ-35 готов "завоевать" Индию

Россия поборется за богатый индийский оружейный рынок. Известно, что Дели выделяет 35 млрд долларов на пятилетнюю тотальную программу перевооружения. Более трети этих средств приходится на авиацию. В частности, 10,4 млрд долларов планируется потратить на закупку 126 новейших истребителей. Еще несколько миллиардов долларов уйдут на закупку 197 легких вертолетов.

За последние годы Индия превратилась в одного из крупнейших импортеров вооружений. Причина - напряженные отношения Дели с Исламабадом, которые в любой момент могут перерасти в Третью индо-пакистанскую войну.

К борьбе за индийские миллиарды готовятся и зарубежные компании. Главными конкурентами российских самолетов выступают французский «Рафаль», европейский «Еврофайтер», американские F -16 и F -18, а также шведский «Грипен».

Разумеется, не останется в стороне от борьбы и «Сухой», который будет развивать дальнейшее сотрудничество с индусами по программе Су-30МКИ. Напомним, что эти многоцелевые истребители стоят на вооружении индийских ВВС с 2002 года. В 2004 году индусы начали их лицензионное производство.

Однако у России есть более важный козырь – многофункциональный истребитель МиГ-35, который будет представлен на аэрокосмическом салоне «Аэро Индиа-2009».

МиГ-35 оснащен бортовым радиоэлектронным оборудованием нового поколения, в том числе эффективным радиолокатором, имеющим активную фазированную решетку. Кроме того, он оборудован современными оптико-электронными системами для борьбы с воздушными и наземными целями, мощным комплексом обороны и новейшим авиационным вооружением.

«Хотя фактически МиГ-35 – это новая модификация старого истребителя, он вполне конкурентоспособен: обладая низкой ценой, по ряду технических характеристик он даже превосходит западных противников, - Рассказал "Правде.Ру" первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. - Кроме того, он более выгоден индусам с точки зрения совместимости. Но главную роль в победе на рынке оружия играет политический фактор или внешняя ориентация политического руководства. И нынешний тендер станет лакмусовой бумажкой, проверкой на внешнеполитическую ориентацию Дели».

И по этому показателю у «МиГа» есть все шансы на победу: как известно, Россия давно считается союзником Индии. Кроме того, нельзя забывать и о имеющихся связях корпорации «МиГ» с индийскими коллегами. Первые её истребители были поставлены этой стране еще в 1963 году, а вошедший в историю МиГ-21 долгие годы составлял основу индийских ВВС.

Это сотрудничество продолжается и сегодня. Например, для индийских военно-морских сил серийно поставляется многофункциональный палубный истребитель МиГ-29К/КУБ. Летно-техническое обучение персонал индийских ВМС проходит в России. Кроме того, компания «МиГ» обеспечивает модернизацию уже имеющихся на вооружении этой страны самолётов и поставку к ним запчастей.

Но это не гарантирует 100-процентную победу России на выставке. Так, руководитель Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа Анатолий Цыганок в своём комментарии "Правде.Ру" заявил, что «России предстоит трудная борьба. Главные наши конкуренты в Индии – это США и Франция, у которых Дели также закупает оружие. Замечу, что индийское направление американской внешней политики выбрано новым президентом США Обамой как одно из самых приоритетных.

Против нас играет и тот факт, что мы не всегда выполняли с индусами оружейные контракты в срок. Большим «минусом» для нас является и скандал с поставками некачественных МиГ-29 Алжиру. Кроме того, в последнее время Индия, как и Китай, стремятся к приобретению лицензий, чтобы производить оружие самостоятельно. Впрочем, неизвестно, насколько мы к этому сегодня готовы».

Более категорично настроен заместитель директора Института военного и политического анализа Александр Храмчихин: «сомнительно, чтобы МиГ-35 был серьезным конкурентом. По сути, это очередная модификация МиГ-29. У нас бесконечно развивают Су-27 и МиГ-29. Индусы хотят получить истребитель «пятого» поколения. Его и надо развивать».

Соглашение по производству истребителя пятого поколения было подписано в октябре 2007 года. По сути, полтора года ушли на бюрократическую волокиту: выяснение того, кто, что и в какие сроки должен делать.  Только в декабре 2008 года стороны подписали контракт на совместную разработку и производство этого истребителя. Остается надеяться, что в скором времени он всё же поднимется в воздух и реализации этого проекта не помешает мировой финансовый кризис.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить