Первый шаг к войне сделан: Ираном займется Совбез

То, что так долго подготавливалось на всевозможных встречах и в кулуарах и что неминуемо должно было случиться наконец произошло. Министры иностранных дел пяти стран – постоянных членов Совета безопасности ООН пришли к единому мнению, что “иранский вопрос” необходимо передать на рассмотрение в этот международный орган. Решение было принято на встрече, которая прошла накануне в Лондоне и на которой присутствовали представители Великобритании, США, Китая, Франции и России, а также посредники из Германии и Европейского союза. Ожидается, что формально передача дела в СБ ООН произойдет на заседании МАГАТЭ в четверг, 2 февраля.

На встрече министров также было оговорено, что лучше повременить с принятием какого-либо окончательного решения в Совете безопасности как минимум до марта, когда будет готов официальный отчет МАГАТЭ по иранской проблеме. Международное атомное агентство также должно будет сообщить Совету безопасности о мерах, которые могут быть предприняты в отношении Тегерана.

Читайте также о ядерной программе Ирана на "ПРАВДЕ.Ру"

Реакция Ирана, в свою очередь, на эти события последовала незамедлительно. Вице-президент страны в очередной раз напомнил, что принятое решение не имеет под собой юридического основания. “Самой большой проблемой Запада является то, что они не могут найти какого-нибудь юридического обоснования для передачи иранского вопроса в Совет безопасности ООН”, - заявил Голямреза Агазаде, который входит в совет управляющих МАГАТЭ. Он также добавил, что рано говорить о том, как отреагирует международное атомное агентство на принятое решение.

Между тем явным показателем осложнения обстановки служит то обстоятельство, что Россия и Китай, ранее выступавшие категорически против участия Совета безопасности ООН в вопросе урегулирования ядерного конфликта, согласились с западными дипломатами.

Напомним, что в последний раз МАГАТЭ сообщило о нарушении Ираном обязательств по ядерным разработкам в сентябре прошлого года. После этого иранскому правительству было сделано строгое предупреждение, вокруг которого начались разногласия. Иран на протяжении всего времени настаивал на своем праве заниматься ядерными исследованиями и, в частности, обогащением урана в мирных целях.

Тегеран неоднократно заявлял о намерении возобновить работу ядерных реакторов, что всякий раз вызывало волнение западных правительств. В начале января в Иране были сорваны пломбы с ядерного оборудования, что привело к чрезвычайному заседанию МАГАТЭ, которое должно состояться в четверг в Вене.

Голосование, в результате которого иранский вопрос направляется в Совет безопасности, стало очередным этапом в дисциплинарном процессе в отношении Ирана.

Как показывает мировая практика, этот шаг может привести в ближайшей перспективе к принятию санкций, прежде всего, экономических против Ирана (впервые введением экономических санкций Тегерану пригрозила Германия). В то же время не исключено, что наращивание Ираном ядерного потенциала за счет ускоренного производства необходимого топлива или его покупки, например, у КНДР , может привести к более серьезным действиям со стороны европейских государств. Так, на прошлой неделе правительство Ирана заявило, что в случае подключения к урегулированию конфликта Совета безопасности работы по обогащению урана будут возобновлены в полных объемах незамедлительно.

По мнению ряда аналитиков, иранский прецедент, в случае его “успеха”, может спровоцировать гонку вооружений в регионе и значительно осложнить и без того шаткую ситуацию на Ближнем Востоке. Здесь уместно вспомнить об опасениях Израиля, в адрес которого иранский лидер неоднократно отпускал эмоциональные выпады. Также стоит отметить, что Израиль в состоянии самостоятельно нанести удар по Ирану (как это было два десятка лет назад с объектами иракской ядерной программы). Причем ударить не только обычными вооружениями, но и ядерными (Израиль, по разным данным, обладает несколькими сотнями ядерных боеголовок).

Читайте также: Ядерный потенциал Израиля и его угроза

По мнению экспертов, остановить Тегеран будет крайне сложно. Это обусловлено, прежде всего, ценой, какую придется за это заплатить. Иран является одним из крупнейших поставщиков нефти – четвертым по объемам поставок, и уже в этой связи Европа, безусловно, два раза подумает. Несмотря на мизерное экономическое сотрудничество с Ираном (на Европу приходится не более 5% от иранского экспорта), неизбежный в случае обострения ситуации рост цен на нефть затронет всех. США уже говорят о запрете на поставки иранских энергоносителей, что, в свою очередь, обязательно скажется на мировых ценах на топливо.

“Становится более чем очевидно, что нам придется заплатить определенную цену, и довольно высокую, если мы намереваемся запретить Ирану производство ядерного оружия (что уже зачастую не ставится под сомнение – авт.)”, - считает эксперт по Ирану и вопросам распространения ядерного оружия при Немецком институте по международным делам и безопасности Оливер Трэнерт. Именно поэтому многие политики, среди них министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, до сих пор настаивают на дипломатическом решении иранской проблемы.

В то же время Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана также выразил сомнение, что "иранскую проблему можно разрешить с помощью переговоров". "Иран знает, что следует сделать и каким образом изменить свою позицию, чтобы переговоры увенчались успехом. Тегеран предпринял ряд шагов, который абсолютно несовместим с его обязательствами перед МАГАТЭ", - заявил он.

В то же время в создаваемых условиях, когда круг недовольных Тегераном растет, оснований для решительных действий становится все больше, и Израиль может стать их проводником. Другое дело, что Израиль сейчас больше волнует неопределенность в Палестине с приходом к власти радикальной группировки “Хамас”. Впрочем, Иран так до конца и не отверг план Москвы по созданию на российской территории совместного предприятия по обогащению урана для иранских атомных станций. В этом многие дипломаты видят новый “ иранский план”.

По материалам западных СМИ

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *