В Сирии прошел референдум по новой Конституции

Референдум в Сирии - тупик для Асада

26 февраля в Сирии прошел референдум по проекту новой Конституции, который должен стать основой для проведения последующих реформ, а также парламентских и президентских выборов. Сейчас многие эксперты спорят, обсуждая главный момент: будет ли это способствовать снижению напряженности в стране?

Однако сразу после обнародования его основных положений Запад и оппозиция выступили резко против него. Как ни странно, но резко против предложенного варианта Конституции выступили и многие противники свержения действующего режима. О том, почему наблюдается такая реакция, в интервью "Правде.Ру" рассказал сирийский эксперт Али Салим Асад:

— Несмотря на то что наш Комитет национального единства Сирии поддерживает инициированные президентом Башаром Асадом реформы, я лично буду голосовать против проекта Конституции главным образом потому, что в нынешнем виде он представляет собой узаконенную власть городской буржуазии и открывает дорогу для триумфа движения "Братья-мусульмане". Для власти в первую очередь важна поддержка со стороны светского населения. А тут идет отказ от доминирования Партии арабского социалистического возрождения ("Баас"), А это огромная уступка исламским радикалам.

Читайте также: Исламисты Сирии: "Алавитов — в могилы!"

Но ведь Асад ясно давал понять, что не пустит в парламент движения, спекулирующие на этнорелигиозных моментах?

— Как известно, в Тунисе и Турции исламисты одержали верх на выборах. То же самое грозит и Сирии. Дело в том, что "Братья-мусульмане" могут смело идти на выборы. Да, они запрещены по закону. Но никто им отныне не запрещает идти на выборы, спрятавшись за менее вызывающей маской. Тем более, что теперь в проекте Конституции нет упоминания о том, что государство именно светское. И ради этого они могут на время отказаться от своих наиболее радикальных лозунгов. "Братья" — это очень организованная сила, и недооценивать их нельзя.

Неприятно видеть такой проект и христианам, поскольку в Конституции подчеркивается, что президентом может быть только мусульманин. А почему не сириец любой из живущих в Сирии конфессий, включая христианскую? Что это как не уступки исламским радикалам? Многие же сирийцы против таких заискиваний с исламистами. Мы хотим светского государства. Можно было, к примеру, вообще не отражать в Конституции религиозную принадлежность президента.

Читайте также: Как спасти сирийских христиан?

Какова роль президента по новой Конституции?

— Нельзя не отметить, что благодаря внесенным изменениям президент Башар Асад получает такие полномочия, которых не было даже у его отца Хафеза Асада. Чего, к примеру, стоит уже одно то, что по новому конституционному проекту он фактически подминает под себя судебную власть? Именно президент теперь должен будет по закону назначать и смещать главу Конституционного суда. А последний фактически является главой судебной власти. То есть фактически последняя принадлежит главе государства, возглавляющем исполнительную власть.

Таким образом, учитывая серьезную зависимость от президента и законодательной власти, если проект новой Конституции будет утвержден, Башар Асад получит фараонову власть и может накладывать вето на любые решения, в том числе и на демократические реформаторские изменения, которых так ждут сирийцы. Независимые СМИ, парламентский контроль над облеченными властью фигурами и независимые суды — все это осталось пока лишь в мечтаниях.

Даже сторонники президента Асада крайней недовольны вседозволенностью спецслужб. Отражен ли как-то этот момент в новой Конституции?

— Никак не отражен. Спецслужбы по-прежнему являются продолжением руки президента, которой он бьет. Можно ли представить, чтобы ее кто-то отрезал? Однако он не может их тотально контролировать физически. А в обстановке бесконтрольности и рождается преступление. Несмотря на их многочисленность, границы так полностью и не перекрыты, и оружие, убивающее сирийцев, продолжает поступать контрабандой в Сирию.

Читайте также: Штурм Дамаска: Кто? Где? Когда?

Возникают ситуации, наподобие тех, что наблюдались в Дераа и Хомсе. В последнем глава местного "Мухабарата" (спецслужбы. — Ред.) и 90 процентов его подчиненных были замешаны в торговле оружием с террористами. Он и его подручные арестовывали ни в чем не повинных людей и выпускали их за деньги, подрывая тем самым власть режима.

Более того: в стране, производящей продовольствие и экспортировавшей нефть, начались проблемы с хлебом, горючим и подачей электричества, которого порой нет по семь часов в день. А почему? В том числе и потому, что "Мухабарат" и пограничники переправляют горючее в Ливан и Турцию. И эта проблема касается не только "Мухабарата". Воровство и спекуляция на полном ходу. Чиновники скупают муку и перепродают ее втридорога, возмущая тем самым население. Это что, бандиты все делают?

Можно предвидеть, что после еще большей централизации власти ситуация в плане коррупции усугубится. С Конституцией нельзя шутить и играть таким образом. К сожалению, в данном случае сама власть сделала шаг к углублению кризиса, загоняя себя в тупик. Вместо того чтобы реформировать систему, что напрашивалось уже давно, мы еще больше усугубляем имеющиеся в ней изъяны.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Последние материалы