Запад упрекает режим Башара Асада в недемократичности

Исламисты против алавитов Сирии

Запад упрекает Башара Асада в том, что его режим недемократичный. Суть претензий состоит в том, что у власти находится алавитская верхушка, которая-де игнорирует интересы всех прочих этно-религиозных групп. Тем самым Брюссель и Вашингтон лишь подталкивают к действиям исламских фундаменталистов, чьим лозунгом в Сирии является "Алавитов в могилы, христиан — в Бейрут!". О том, что представляет собой алавитский режим, в интервью "Правде.Ру" рассказал сирийский эксперт Али Салим Асад.

Почему исламисты-сунниты питают к алавитам такую ненависть?

— Это уходит корнями в историю. После того как монголы захватили Багдад, среди арабов наблюдался обусловленный этим всплеск радикальных идей и они стремились искоренить всех, кто хоть как-то и в чем-то был не с ними. К тому же они раздражали представителей традиционного ислама своими многочисленными от него отступлениями. И в результате такой деятель, как Ибн Таймийя, произнес фетву о том, что "алавиты хуже неверных". Все это легло также на утверждения, что якобы они сотрудничали с крестоносцами. Также большую значимость имело то, что позднее алавиты служили мамлюкам и были союзниками и последователями имама Мазхаб аль-Джафари. Напомню, что в 1516 году Египет был шиитским и, когда османы стали насаждать в Сирии суннизм и уничтожать алавитов как представителей отдельного направления в религии, экспансия турок натолкнулась на экспансию мамлюков, ставших союзниками алавитов.

В тех районах, которые захватили османы, алавиты стали людьми второго сорта. Их вытеснили с плодородных земель в почти бесплодные горы, но и после этого против них не прекращались репрессии. Османские религиозные деятели то и дело издавали направленные против алавитов фетвы.

Когда в 1918 году британские войска вторглись в Левант, алавиты воевали в союзе с ними против турок и немцев. В благодарность за это Антанта решила выделить из состава Сирии особое Алавитское государство, но местные вожди этого не желали и хотели жить в составе единой страны.

Все это послужило достаточным основанием для того, чтобы, казалось бы, забытые слова Ибн Таймийя суннитские радикалы, в том числе, "мусульманские братья" и ваххабиты, вспомнили в 1970-е годы, при предыдущем сирийском президенте Хафесе Асаде. Целью всего этого было разжечь межконфессиональную ненависть в борьбе против шиитов.

Тогда было смутное для региона время, всюду шла резня и для ее всплесков использовался каждый повод. Речь шла о том, кому будет принадлежать власть над этим важнейшим регионом, мостом между Азией, Африкой и Европой. Были и другие исторические моменты, обусловившие нынешнюю вражду с теми же турками. Когда османы пришли сюда в качестве завоевателей, алавиты сражались на стороне египетских мамелюков и были союзниками и последователями имама Мазхаб аль-Джашари. Их стали уничтожать по религиозному признаку. Напомню, что с 1516 года (до этого времени Египет был шиитским) и когда османский султан Салим I захватил Сирию, началось гонение против алавитов: только в городе Алеппо, по оценкам историков, их было убито около 40 тысяч человек.

После того как в 1615 году османы стали здесь закрепляться и закреплять суннизм, алавитов оттеснили в горы. Они стали людьми второго сорта, против которых суннитские радикалы регулярно издавали фетвы, призывы к борьбе против них как врагов. Кстати, даже сейчас по большей части они живут не в больших городах вроде Алеппо и Дамаска, где преобладают сунниты, а в деревнях в горной и приморской местности.

В 1918 году, когда Османская империя рухнула, у алавитов появилась надежда на самостоятельное устройство своей судьбы. Тем более, что они активно участвовали в борьбе против турок во время Первой мировой войны.

Однако на смену турецкому владычеству пришло французское, и особого изменения в своем положении алавиты не увидели. Французы поступили несколько умнее турок: они поделили Сирию на несколько "государств", среди которых было и алавитское.

Не последнюю роль в разжигании ненависти сыграли как раз французы, которые сегодняпытаются выступить этакими поборниками справедливости и демократии. Напомню, что когда они пришли в Сирию в 1918 году, то вскоре начали делить феодальные земли, принадлежавшие в основном суннитам, христианам, и заигрывали с алавитами по поводу марионеточной "независимости". Когда к власти пришел "Баас", он перераспределил эти земли. Все это вызывало у части суннитского населения раздражение, хотя по факту выглядело справедливо, поскольку земли все же передавались крестьянам, а не богачам.

— Противники Башара Асада утверждают, что алавиты захватили в свои руки все ключевые позиции во власти и бизнесе. Насколько это верно?

— Основное занятие алавитов отнюдь не торговля. Это сложилось традиционно. Жившие в основном в нищих горных районах алавиты, которые не могли заниматься земледелием, шли в армию. Тогда как суннитов традиционно было много среди торговцев, поскольку это считалось наиболее прибыльным делом, и в армию они, в основной своей массе, не стремились, передавая по наследству свои торговые дела от отца к сыну. Таким образом, они сами создали предпосылки для того, чтобы власть досталась алавитам. Переворот 1963 года, когда "Баас" в союзе с друзами совершил переворот, лишь закрепил создавшееся положение дел.

Причем уже тогда, когда Сирия получила независимость от французов, алавиты, две трети которых на тот момент были безграмотными, в буквальном смысле кинулись получать образование. Это был единственный способ выйти из того состояния нищеты, в котором они пребывали тогда. Ведь после достижения независимости государство дало возможность бесплатно учиться. У большинства суннитов такой тяги к знаниям не было, поскольку они получали начальное религиозное образование в медресе и этого для них было достаточно, скажем, для ведения торговли. Поэтому сунниты в основной своей массе не стремились получать светское образование.

И даже сейчас большинство бизнесменов являются суннитами, а алавиты доминируют среди офицеров. Но не надо думать, что между алавитами и суннитами существует какая-то серьезная вражда и что первые доминируют над последними. В данном случае можно говорить о союзе власти и бизнеса. Достаточно сказать, что даже во власти до сих пор очень много суннитов, причем на самых высших постах, включая глав Минобороны и правительства. Так, военное ведомство 30 лет возглавлял Мустафа Тлаас, а сегодня этот пост занимает христианин Дауд Рашха. И занятие той или иной должности определяется не религией, а степенью лояльности. Если бы в Сирии существовала обстановка религиозной нетерпимости, которую пытаются разжечь Запад и арабские страны Залива, разве можно было бы себе представить ситуацию, при которой личным секретарем Башара Асада был суннит, который, кстати, служил в этой должности еще его отцу?

Религиозный экстримизм как раз усиленно разжигался все последние десятилетия арабскими монархиями, и еще в 1950-е годы о каких бы то ни было вылазках суннитских радикалов против алавитов даже не было слышно. А началось все с внедрения радикальных идей среди бедных деревень в районе Хамы.

В каком состоянии сейчас находятся прежде отсталые алавитские деревни?

— Уже при Хафесе Асаде почти к каждой из них были проложены асфальтовые дороги. Там выстроены вполне современные дома, проведено электричество. При Башаре их состояние еще больше улучшилось. И чтобы понять, как там живут люди, скажу, что народ оттуда не бежит в города и многие алавиты занимаются земледелием, которое и приносит им деньги. Таким положением деревень могут похвастаться далеко не все страны региона.

Читайте также:

Как разжигают войну в Сирии

Сирия: с кем и против кого дружит Башар Асад

Погром Хамы как пролог кризиса в Сирии

Референдум в Сирии — тупик для Асада

Исламисты Сирии: "Алавитов — в могилы!"

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить