В последние месяцы резко активизировалось курдское национальное движение

Можно ли подавить курдское движение?

В последние месяцы резко активизировались борцы за свободу Курдистана. Для многих стало откровением недавнее столкновение в провинции Диярбакыр на юго-востоке Турции. В ходе него были убиты и ранены по меньшей мере 20 турецких солдат и офицеров и семеро партизан Курдской рабочей партии, которая уже более 30 лет сражается за самоопределение курдов, живущих на юго-востоке страны.

Это стало крупнейшим за многие месяцы боем турецких военных с курдскими повстанцами. А в последние дни резко осложнилась ситуация и в иракском Курдистане, где иранские силовики провели спецоперации против боевиков партии ПЖАК, единственной из всех организаций иранских курдов, с оружием в руках борющихся против Тегерана.

С чем связана столь резкая активизация курдского движения? Казалось бы, после ареста лидера турецких курдов Абдуллы Оджалана проблема пошла на убыль. В своем комментарии "Правде.Ру" главный редактор издания "Свободный Курдистан" Исхан Мероев особо отметил:

"В первую очередь, сами турецкие власти пытаются давить на курдов в связи с июньскими выборами в парламент (Меджлис), на которых курдские представители добились большого успеха, получив 36 депутатских мандатов от блока "Труд, свобода и демократия". Объединившись с прогрессивной турецкой общественностью, они сумели преодолеть десятипроцентный рубеж, необходимый для прохождения.

Читайте также: Курдская тень над выборами в Турции

В этом официальная Анкара усмотрела для себя явную угрозу, связанную с дальнейшим прогрессом курдского движения, и сейчас эта обеспокоенность видна невооруженным глазом. Достаточно вспомнить, что произошло с научным сотрудником Института востоковедения РАН Нурдаром Масяки, который 16 июля отправился в Турцию, но в аэропорту Стамбула был задержан и арестован турецкими властями. У него забрали документы и два дня держали в камере, после чего депортировали на основании какого-то указа МВД Турции от 7 января 2010 года, предписывающего так поступать в отношении лиц, представляющих угрозу безопасности этой страны.

Вся угроза со стороны Нурдара Масяки состояла в том, что в научном плане он занимался курдской проблемой, и уже одно это в Турции расценили как угрозу ее национальной безопасности. Это лишний раз отражает ситуацию с положением курдов в Турции. Но, несмотря на усиление давления со стороны властей, курдское движение сейчас находится на подъеме".

Примечательно, что даже отбывающий пожизненное заключение Абдулла Оджалан, склонивший ранее свою непокорную голову на милость турецкого правосудия, пригрозил Анкаре "большой войной" и "судным днем".

Читайте также: Кому выгодно "взрывать" Стамбул?

Дело в том, что представители курдов еще до выборов в Меджлис объявили об активизации своей борьбы, если власти не начнут переговоры по решению курдской проблемы. Сделано этого не было, и на юго-востоке Турции начались столкновения.

Курды на практике доказали, что они не утратили навыков партизанской борьбы. Чего, к примеру, стоит недавнее дерзкое нападение на кортеж самого турецкого премьера Эрдогана, в результате чего ему пришлось заметно усилить охрану. Нельзя забывать и о том, что на поведение иранских, сирийских и турецких курдов оказывает заметное влияние ситуация в иракском Курдистане, где, по сути, все более заметен процесс огосударствления. К тому же, курдские организации, которые стремятся к официальному госстатусу, наглядно показывают проамериканским властям Багдада, что будут сотрудничать с ними лишь в той мере, в какой это выгодно им самим.

По сути, территория Ирака после крушения режима Саддама Хусейна все больше стала напоминать этакий заповедник для борцов за курдскую независимость. Согласно данным из Тегерана, курды наладили сотрудничество с организацией "Моджахеддин э'Халк", враждебной властям Исламской Республики. И якобы они проходят боевую подготовку в ее лагерях.

Читайте также: Моджахеды борются за демократию

Таким образом, наличие полунезависимого иракского Курдистана дополнительно подпитывает курдское движение во всех соседних странах. Наименьшие опасения по поводу курдского вопроса испытывают в Иране: там курды издают газеты, могут учиться на собственном языке и вообще пользуются куда более широкой автономией, чем их собратья в Сирии и Турции. Впрочем, судя по последним данным, курды не намерены останавливаться на достигнутом. Прохождение десятков курдов в турецкий парламент и получение сотнями тысяч курдов сирийского гражданства является лишь одной из вех курдского пути к дальнейшему обособлению.

Правда, не будет лишним сказать, что США пытаются использовать курдский вопрос в своих интересах. Несколькими днями ранее госсекретарь США Хиллари Клинтон, прибывшая на стамбульский саммит Международной контактной группы по Ливии, неожиданно поддержала Турцию в борьбе с курдами.

Не исключено, что Вашингтон сознательно манипулирует болезненной для турок курдской проблемой для того, чтобы Турция принимала выгодные американцам решения. В том числе, и на "ливийском фронте". Впрочем, несмотря на серьезное влияние Америки в Курдистане, она физически не может контролировать поднимающее голову курдское национальное движение, которое может скоро полностью оправиться после провала с поимкой турецкими спецслужбами Оджалана. Слишком уж привлекательной для многих курдов выглядит идея создания собственного государства.

Читайте самое акутальное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить