Годовщина войны в Ираке: У США нет шансов победить

Пятая годовщина начала кампании союзников в Ираке ознаменована удручающими результатами: мира как не было так и нет, военнослужащие и иностранные граждане продолжают оставаться целью боевиков, власти страны не в состоянии осуществлять контроль самостоятельно, а США и другие страны уже настолько устали от бремени войны, что готовы при первой же возможности отказаться от заявленных обязательств.

По мнению известного экономиста Джозефа Стиглица, стоимость военных действий в Ираке составляет более 3 триллионов долларов, а с учетом скрытых издержек превышает 5 триллионов, что больше затрат мирового сообщества на Вторую мировую войну. Кампанией в Ираке недовольны и те, кто активно ратовал за свержение тирана Саддама Хусейна. Его свержение и казнь привели Ирак вместо изобилия к этническим и конфессиональным распрям.

С 20 марта 2003 года более 4 миллионов иракцев вынуждена была мигрировать, более половины от этого числа живет за пределами страны. За время кампании, по приблизительным оценкам, погибли 650.000 человек. Экономика Ирака переживает затяжной кризис, который не спасают миллиарды долларов иностранной помощи, а граждане продолжают страдать от нехватки электроэнергии, воды, медицинских и социальных услуг, так как основной статьей расходов в бюджете остается безопасность.

В Междуречье погибло 3987 американских солдат.

1 мая 2003 года вечером с борта атомного авианосца "Авраам Линкольн", принимавшего участие в войне в зоне Персидского залива Джордж Буш заявил о завершении в Ираке «крупных боевых операций» и переходе к стадии стабилизации и реконструкции."Битва в Ираке - это одна из побед в войне с террором", - заявил американский президент, подчеркнув, что в иракской кампании "США и наши союзники одержали верх".

"Переход от диктатуры к демократии потребует времени, но он стоит усилий. Коалиция союзников в силовой акции против правительства Саддама Хусейна "будет оставаться в Ираке до тех пор, пока не закончит свою работу", - заявил президент США. При этом Буш не стал объявлять об окончательной и полной победе США, так как, по сообщениям американских СМИ, ссылающихся на экспертов Белого дома, с юридической точки зрения это означало бы качественное изменение ситуации в Ираке.

Несмотря на все успехи в борьбе с террористической организацией "Аль-Каида", спустя почти пять лет после начала войны США не контролируют положение в Ираке. Недавние террористические акты показывают, что страна в любой момент может утонуть во всепоглощающем насилии. Кроме того, соседнее государство Иран до сих пор "не приняло стратегического решения" о соблюдении нейтралитета в отношении Ирака. Тегеран еще может вмешаться в ситуацию.

На то, что американское правительство и военное руководство не знают, как будут развиваться события в Междуречье, также указывает отставка главы центрального командования вооруженных сил США. Адмирал Уильям Фэллон рассорился с президентом Джорджем Бушем и не сошелся с командующим вооруженными силами США в Ираке генералом Дэвидом Петреусом

Если Буш постоянно грозил Ирану, то адмирал предостерегал от политики сильной руки. Он всегда отвергал идею военного удара по персам. Бушу некуда маневрировать, ему остается либо отречься от того, что он делал в последние пять лет либо, невзирая ни на что, настаивать на правильности решения о войне против Саддама и продолжать попытки стабилизировать Ирак военной силой..

За его спиной несокрушимой скалой возвышается вице-президент Дик Чейни, последний из оставшихся во власти идеологов иракской кампании. Чейни не дает ни малейшей слабины. Он не только утверждает, что война была необходима, но и называет достигнутое в Ираке с 2003 года «замечательным успехом.

Пожалуй, главная опасность, которая существует сегодня, связана с попыткой администрации решить один кризис провоцированием другого. Вопреки разумным рекомендациям Буш не только не настроен на диалог с Ираном, но, напротив, демонстрирует готовность ужесточить позицию. Тегеран открыто обвиняется в поддержке иракского сопротивления.

Противники иракской войны нередко сравнивают ее с вьетнамской. По размерам финансовых затрат ее масштабы даже выше. На фоне 13-триллионного ВВП они выглядят как допустимые, в то же время «прогнозные» триллионы станут бременем лишь для будущих поколений. Во Вьетнаме численность американских войск достигала полумиллиона человек, и воевали в основном призывники. В Ираке – профессионалы, контрактники, то есть люди, добровольно поступившие на воинскую службу. Несравнимо ниже нынешние боевые потери (в Юго-Восточной Азии американцы потеряли 58 тыс. солдат). Все это значительно снижает тяготы войны для общества в целом.

Это объясняет, почему, несмотря на рост критики войны в американском обществе, в США так и не сформировалось сколько-нибудь заметное антивоенное движение. Выступления против войны, как правило, приурочены к памятным датам, полемика по ее поводу усиливается по мере приближения выборов.

Между тем истекшее с начала войны время дало немало поводов для критики администрации. Прежде всего, оно показало широкие масштабы кампании дезинформации, предпринятой Белым домом для оправдания войны. Вскрыто немало фактов нарушения американских законов и международного права.В самих США ныне все чаще признают, что война в Ираке серьезно подорвала усилия по борьбе с терроризмом – отвлекла значительные материальные и людские ресурсы и даже, как отмечают многие, создала в Ираке «питомник» для террористов.

Получается, что из всех целей военная «миссия в Ираке» достигла только одну – свержение и физическое устранение Саддама Хусейна и его ближайшего окружения. О значительном отходе в Ираке от первоначально поставленных целей вооруженного вторжения говорит недавний визит в Багдад президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Глава государства, объявленного в Вашингтоне частью «оси зла», был торжественно принят иракскими властями и позволил себе резкие антиамериканские высказывания.

Белый дом и Пентагон удачно подгадали с «новыми усилиями» в Ираке к избирательной кампании. Если раньше республиканцы опасались, что тема войны лишит их многих мест в Конгрессе и Белого дома, то ныне они сами проявляют заинтересованность в активизации дебатов. Сенатор Джон Маккейн, будущий кандидат от республиканцев на пост президента США, сделал ставку на недопущение «второго Вьетнама». По словам Маккейна, он не отступится от своего требования победы в Ираке, даже если это в конечном счете будет стоить ему президентского кресла.

Мировая общественность отказала инициаторам войны в поддержке. Показательно, что провалилась попытка провести через Совет Безопасности ООН резолюцию, санкционирующую удар по Ираку. Против этого выступили Россия, Франция и Германия.

В итоге США пришлось создать то, что бывший глава Пентагона Дональд Рамсфельд назвал «коалицией желающих» – группировку стран и их войск, готовых принять участие в войне. Для этого пришлось прибегнуть к нажиму. Так, Турции обещали огромную помощь – 8,5 млрд. долл., Австралии – торговые уступки, странам Восточной Европы – легкое вступление в НАТО. Если не считать приславших значительные силы Великобританию (45 тыс. человек) и Австралию, то другие участники коалиции нужны были сугубо для дипломатической поддержки.

О непопулярности войны в мире свидетельствуют опросы, проведенные в ряде стран британской Би-би-си. Так, по данным проведенного в январе прошлого года опроса среди 26 тыс. человек в 25 странах, 73% респондентов негативно отозвались о ведении Вашингтоном войны в Ираке. В ходе аналогичного опроса, проведенного в сентябре прошлого года, две трети респондентов высказались за вывод войск США из Ирака.

Непопулярный характер войны превратил «коалицию желающих», в основном, в «коалицию нежелающих» – контингент иностранных войск постепенно сокращался. Ещё в 2003 году предпочла оставить свои войска в Кувейте Чехия. В 2004 году отозвали своих солдат Испания и Венгрия, в 2005-м – Португалия и Нидерланды, в 2006 году – Италия, Норвегия и Сингапур, а в 2007-м – Словакия и Литва. Оставшиеся значительно сократили свои воинские контингенты.

В то же время следует отметить, что критика войны в мире и нестабильная ситуация в самом Ираке не привели к сколько-нибудь широкому отказу иностранных государств иметь дело с нынешним правительством в Багдаде. В частности, с ним поддерживают контакты государства региона – как арабские государства, так и соседний Иран. Контакты иракских властей с Сирией и Ираном показали, что они достаточно самостоятельно подходят к развитию внешних связей. И еще одно обстоятельство.

Заявленная США и Великобританией цель войны – свержение режима Саддама Хусейна – ими достигнута. Нефтяные ресурсы страны захвачены. США, судя по всему, намерены остаться в Ираке навсегда, рассматривая его территорию в качестве идеального стратегического форпоста для контроля над Ближним Востоком с его нефтяными запасами. По сообщениям печати, США намерены создать в Ираке четыре военные базы: в районах международного аэропорта в Багдаде, авиабазы Башур (Север страны), базы ВВС в Западной пустыне и близь города Эн-Насирия.

Модель войны в Ираке дает богатый материал для осмысления и внесения корректив в стратегию и тактику обеспечения национальной безопасности, применения российских вооруженных сил. Опыт противостояния в Ираке показал, что с «всесильной Америкой» воевать можно и притом вполне успешно. США и Великобритания поторопились подвести черту под войной в Ираке. Явной победой для них закончилась лишь первая ее фаза. Уже появились приметы вхождения войны во вторую фазу – национально-освободительную. И шансов выиграть в ней нет.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить