У России есть свой план примирения арабов и израильтян

Ещё одна попытка потушить арабо-израильский конфликт. В Россию с продолжительным визитом едет лидер Палестины Махмуд Аббас. Несмотря на скептицизм экспертов, нам есть чего предложить для стабилизации этой «горячей» точки планеты, уже не раз становившейся источником кровопролитных войн в регионе.

В Израиле и арабских странах с интересом ожидают результатов визита в Москву лидера Палестины и ФАТХ Махмуда Аббаса. Россия в очередной раз пытается помочь урегулированию одного из самых болезненных и давних конфликтов на планете – арабо-израильскому противостоянию. 20–22 декабря 2008 года с рабочим визитом Москву по приглашению российского руководства посетит глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас.

Читайте: Последний "бой" Кондолизы Райс на Ближнем Востоке .

Это происходит на фоне очередного обострения ситуации. Ещё в ноябре этого года, несмотря на действующее между Израилем и радикальными исламистскими группировками соглашение о прекращении огня мир неоднократно нарушался. Террористы провели несколько терактов на израильской территории, в том числе обстреливая её ракетами. В ответ Израиль наносил удары авиацией. С той и другой стороны есть убитые и раненые. И в довершение всего главная сила Палестины – исламисты из ХАМАС – официально заявили о прекращении перемирия.

Иными словами, поиграли, перевооружились, и будет. Теперь можно снова повоевать, чтобы под нажимом озабоченного судьбами многострадальной Палестины мира вновь склонить «Сионистского агрессора» к перемирию, за время которого исламисты вновь пополнят оружейные арсеналы и всё вернется на круги своя.

Накануне произошло примечательное событие: Совбез ООН принял первую за пять лет резолюцию по Ближнему Востоку. Однако она разочаровала как Израиль, так и арабов. Недаром делегация Ливии, активно защищавшей палестинцев, при голосовании воздержалась. Это и неудивительно: по сути, «гора родила мышь». Кроме присущего документам такого рода массива пустых слов, ничего для реального выхода из положения предложено не было.

Всё, на что оказались способны авторы резолюции, это «послать политический сигнал сторонам конфликта к продолжению процесса урегулирования». Иными словами, вы там договаривайтесь, но мы, самая влиятельная международная организация, в чьи задачи входит разрешение подобных узлов противоречий, не знаем как.

В чем камень преткновения и почему арабы и израильтяне никак не могут договориться о мире? Главные вопросы, которые терзают ту и другую стороны – это принадлежность Иерусалима, возвращение палестинских беженцев, «оккупированные сионистами земли» и границы Палестинского государства.

Что даст визит Аббаса в Москву? Не исключено, что разговор с ним пойдет относительно достижения внутри палестинского единства. Ведь пока Палестина расколота на части, смешно говорить даже о перспективах какого-либо урегулирования. Напомним, что единое палестинское правительство развалилось в июне 2007 года, когда между двумя соперничающими за власть группировками в лице ФАТХ и ХАМАС произошла кровавая бойня, в результате которой «законный глава Палестинской автономии» Махмуд Аббас лишился власти над Газой, где укоренились исламисты.

Если под нажимом мирового сообщества ФАТХ готов при определенных условиях на мир с Израилем, то для ХАМАС, в программе которого записана «борьба с Сионистским врагом», это невыполнимая задача.

И пока в Газе будут единолично править бал ХАМАСовцы и «Исламский джихад», любые договорённости о мире всякий раз будут стоить не дороже той бумаги, на которой они написаны. Устранить силой или поменять их политический вектор почти невозможно по одной простой причине: по сути, экономика Палестины, особенно Газы, зиждется на терроризме. В отличие от других арабских стран, здесь нет нефти.

Зато десятилетия противостояния сделали своё дело: значительная часть населения трудится в этой самой инфраструктуре террора. Кто-то ежедневно ходит на работу на заводики и мастерские по производству «поясов шахида», ракет «Кассам» и т.п. Другие переправляют через границу с Египтом взрывчатку. Третьи учатся боевой подготовке, как на родине, так и за её пределами, например в Синае в пустынных районах Египта и в Иране под руководством Стражей Исламской революции.

За каждый теракт организаторы и семьи исполнителей получают крупную сумму денег от зарубежных «спонсоров» из числа влиятельных шейхов. Что они будут делать, если мир с Израилем будет достигнут?

Единственный способ изменить положение – это создание единого Палестинского правительства, в котором исламисты не будут иметь права единоличного голоса. Вопрос в том, как уговорить на это пойти ту и другую стороны. Учитывая авторитет Москвы в арабском мире, это возможно. Другое дело, что ни ХАМАС, ни ФАТХ после летней резни 2007 года друг другу не доверяют. И даже в том случае, если они вернутся к «довоенной ситуации», новое столкновение между ними будет лишь вопросом времени.

Однако при посредничестве России и арабских стран всё можно изменить. Дело в том, что до последнего времени роль в урегулировании конфликта таких влиятельных стран как Египет, Марокко, Саудовская Аравия и других была явно недостаточной для изменения существующего положения.

Именно эти самые авторитетные в арабском мире страны должны взять на себя обязанность при определенных условиях гарантировать то, что палестинцы откажутся от враждебных действий в отношении Израиля. Гарантом этого может быть размещение миротворческих сил, представленных единоверцами-арабами, на палестинской территории, которые в случае появления террористов должны будут их ликвидировать.

С другой стороны, ООН и арабские организации должны взять под контроль переход палестинцев к мирной жизни, включая обеспечение питанием, электроэнергией, водой, одеждой и т.д. В будущем палестинцев с помощью своих единоплеменников из соседних стран следовало бы переучить на гражданские специальности. Иными словами, сделать так, чтобы террором было невыгодно заниматься.

Разумеется, в одночасье ближневосточный конфликт не разрешишь. Но его тем более нельзя урегулировать, принимая половинчатые решения и говоря ни к чему не обязывающие слова. Весь вопрос в том, насколько готовы в данный момент пойти друг другу на встречу арабы и израильтяне и на какие уступки готова та и другая сторона. И Россия, учитывая её связи в арабском мире, может выступить посредником в этом процессе.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить