В Ливане нарастает межконфессиональная напряженность

Куда качнется маятник в Ливане

В Ливане усиливается межконфессиональная напряженность. Недавно шиитская террористическая организация "Хизбалла" объявила об открытой поддержке режима Башара Асада. В ответ сирийская вооруженная оппозиция обстреляла ракетами "Град" Бейрут. Противники "Хизбаллы" провели ряд демонстраций против вмешательства шиитского сопротивления в дела соседней Сирии.

В этом году Ливан будет отмечать 70-летие провозглашения своей независимости. После первой мировой войны территория страны находилась под мандатом Франции. 8 ноября 1943 года ливанский парламент принял судьбоносное решение об отмене статей Конституции, ограничивающих государственный суверенитет. Франция вынуждена была согласиться с таким решением после того, как по стране прокатилась волна массовых выступлений против колониальных властей.

В послевоенные годы Ливан переживал эпоху экономического процветания. Доходы от туризма в этот период увеличились в 10 раз. Нередко Ливан называют "Ближневосточной Швейцарией". Однако с началом гражданской войны (1975-1983 годы) в стране начались не самые лучшие времена.

Поводом для начала вооруженного противостояния стало убийство телохранителей лидера партии Пьера Жемайеля, спровоцировавшее нападение христиан-фалангистов на палестинский автобус. В 1976 году Сирия ввела свои войска на территорию соседнего государства, чтобы поддержать Национально-патриотические силы (НПС) и Организацию Освобождения Палестины (ООП). Только весной 2005 года Дамаск завершил вывод войск из страны под давлением мирового сообщества.

Читайте также: "Сирийская воронка" затягивает соседей

"Сегодня Ливан оказался вовлечен в сирийскую гражданскую войну. Произошел своего рода парадокс: совсем недавно в ливанской гражданской войне сирийские войска играли роль миротворцев, фактически только благодаря их воле удалось остановить войну в военном отношении, — отметил в интервью "Правде.ру" Научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров. — С другой стороны, сирийцы пришли и остались, поэтому в ливанском обществе было большое недовольство, главным образом — экономической составляющей присутствия сирийцев. Тогда значительная часть ливанцев выступила против пребывания Сирии на ливанской территории. Аналогичную позицию занимал тогдашний премьер-министр Рафик Харири, который погиб в результате террористической атаки. Обвинили в этом сирийцев, но я сильно сомневаюсь, что сирийцы могли его уничтожить", — продолжает эксперт.

После убийства Харири в стране начался затяжной политический кризис. Правительство национального единства пало в январе 2011 года, а новым премьер-министром стал Наджиб Микати, которого многие называли ставленником "Хизбаллы". Сирийский конфликт оказал большое влияние на политическую обстановку в Ливане. В марте Микати подал в отставку, главой правительства был назначен суннитский политик Тамам Салям.

"Сейчас Ливан готовится к парламентским выборам, к которым в стране может сложиться очень странная ситуация. Чем закончится исход выборов — предсказать трудно, потому что в очень большой степени все подвешено. В Ливане существует специфическая система мажоритарного голосования. То есть общественное мнение может сильно качнуться в ту или иную сторону, а на результатах парламентских выборов это скажется незначительно.

Интересно отметить, что лейтмотивом предстоящих выборов, то есть избирательной кампании, является именно отношение к Сирии, — говорит Саид Гафуров. Я был на днях в Бейруте — идешь — везде висят портреты Башара Асада. Тут думаешь — это же соседняя страна, в Москве же не можешь встретить портреты украинских кандидатов в президенты — там, нет такого. Может, кто-то сочувствует Тимошенко, может, кто-то сочувствует Януковичу, но никому в голову не придет вешать их портреты на улицах.

А там вот этот момент есть, и поэтому стороны разошлись на две фракции. Сегодня в Ливане сложилась очень интересная ситуация, когда христианские кланы между собой разделились, а основное противоречие находится между суннитскими и шиитскими кланами. Сейчас между ними установилось примерное равновесие — каждую из двух фракций поддерживает по 30 процентов населения и по 10 процентов у друзов и других национальных меньшинств. У суннитов нет единого центра, и значительная часть суннитского населения поддерживает нынешнее правительство Хизбаллы. В то же время братья-мусульмане воюют на стороне мятежников в соседней Сирии. Поэтому именно факт большей организованности блока Хизбаллы и ее христианских и суннитских союзников дает основание полагать, что в случае победы на выборах именно они будут формировать следующее правительство".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить