Ирак стал полигоном для начинающих гангстеров

Впервые по делу об убийстве мирных жителей в Ираке вынесен столь жесткий приговор. Один из участников бойни получил пожизненно. Видимо, нравы в американской армии меняются. Если раньше туда вербовались, в основном, чтобы потом получить образование, то теперь в воинские части все чащи попадают участники преступных группировок.

«Суд приговаривает вас к тюремному заключению на протяжении всей естественной жизни, с разрешением на досрочное освобождение», - зачитал приговор в Форте Кемпбелл (штат Кентукки) военный судья Ричард Андерсон. Формально это не пожизненное заключение, в США в отличие от российского законодательства, оно ограничено 90 годами. Но, согласитесь, трудно вообразить заключенного, который отсидит срок от звонка до звонка и выйдет на свободу в возрасте 111 лет.

У американского  сержанта Джеймса Баркера шанс освободиться есть. За то, что помог следствию и назвал имена остальных участников преступление, ему дано право просьбы о помиловании через 20 лет.

12 марта нынешнего года  четверо американских военнослужащих из боевого состава 101-й воздушно-десантной дивизии вошли в дом в иракском городе Эль-Махмудийа. Сержант Баркер и рядовой Стивен Грин изнасиловали находившуюся в доме 14-летнюю Абир Касим Хамзе аль-Джахаби, а затем Грин убил ее выстрелом в голову.

После этого «зеленые береты» хладнокровно застрелили родителей девушки и ее 5-летнюю сестру. Сержант Пол Кортез, рядовые Джесси Спилман и Брайан Ховард присутствовали при насилии и убийствах, однако сами в преступлениях не участвовали, но и не препятствовали своим сослуживцам.

Обо всем этом поведал трибуналу Джеймс Баркер. Перед началом судебных слушаний, в обмен на то, что обвинение не будет требовать для него смертного приговора  за соучастие в убийстве несовершеннолетней девушки и убийствах членов ее семьи,   сержант согласился сотрудничать с правосудием и дать свидетельские показания против своих сослуживцев, проходящих по данному делу.

21-летний Стивен Грин, который в апреле 2006 года выслужил срок контракта и уволился из US ARMY, в минувшую среду отказался признать себя виновным – уволенного в запас судит гражданский федеральный суд в Луисвилле. Это тот же штат Кентукки, где его подельники в погонах предстали перед трибуналом. Кентукки входит в число 38 американских штатов, где применяется смертная казнь.

Отвечая на судебном заседании на вопрос, зачем он это сделал, Баркер сказал: «Я ненавидел иракцев. Они могут улыбаться, а потом не задумываясь выстрелят вам в лицо». 

Согласно статистике боевых действий в Ираке, солдаты оккупационных войск в этой стране подвергаются нападениям в среднем каждые 15 минут. Однако на сей раз Пентагон не стал упирать на это и обелять своих отморозков-десантников.

Трагедия в  иракском городе Эль-Махмудийа превзошла по жестокости все известные ранее инциденты, вроде издевательств и пыток в тюрьме Абу-Грейб под Багдадом. Налицо все признаки убийства первой степени, как его трактует уголовный кодекс СЩА – умышленное заранее обдуманное, злостное убийство, либо убийство, осуществленное при совершении или попытке совершения поджога, изнасилования, вооруженного налета или ограбления. Как такое стало возможно?

Мне приходилось бывать на вербовочных пунктах американской армии в середине 90-х. Их еще издали отличал огромный транспарант: «Эй, парень! Ты не забыл спросить про $50 000? Это же главное, зачем ты сюда приходил!» 

Указанная сумма на тот период равнялась самой высокой стоимости высшего образования в США, и армия обязывалась выплатить ее каждому, кто после четырех беспорочных лет контракта хотел поступить в вуз. Теоретически – в любой. Практически же – нет, поскольку вузы набирают студентов по конкурсу школьных аттестатов.

К тому же, помимо оплаты учебы, студенту надо где-то жить, что-то есть и носить, а если он в армии успел обзавестись семьей, надежды на вузовский диплом становились эфемерными.

И не случайно 60 процентов солдат перезаключали контракт на новый срок – они уже забыли и школьный курс, и уклад гражданской жизни.

Но на выпускников школ приманка Пентагона действовала безотказно. «Нечего лукавить, - откровенничал со мной шеф одного из рекрутских бюро в Северной Каролине, - мы ведь, по сути, такие же агенты на рынке труда, как все остальные наниматели, вот и действует методами рыночной рекламы». Офицер рассказал, что самый желанный рекрут – выпускник школы, пока он еще полон мечтаний выбиться в люди и не попал под влияние улицы.

Видимо, многое с тех пор изменилось. Сначала война в Югославии, а затем Ирак серьезно охладили у молодежи надежду посредством армии обеспечить будущее на гражданке. С другой стороны, армия стала менее щепетильна в отборе рекрутов. Раньше каждый проходил проверку по учетным базам ФБР, и правонарушителей отсекали, не давая криминальным нравам проникнуть в казармы.

Сегодня , как пишет Chicago Sun Times, среди военнослужащих, которые воюют в составе американского контингента в Ираке, есть немало членов известных уличных преступных группировок. И это логично – вербовочные пункты армии размещены не по принципу административно-территориального деления, а там, где есть избыток молодой рабочей силы. Безработица и есть питательная среда молодежных банд.

Американское командование не сразу сообразило, почему стены иракских домов, казарм, подбитая боевая техника испещрены рисунками и надписями в стиле «граффити» весьма специфического свойства. С одной стороны, это символы или названия американских бандитских группировок, а с другой – средство бандитской коммуникации, вроде боевой системы опознавания «свой-чужой».

Специалистам по проблемам армейской преступности в американской армии  за последние 3 года удалось идентифицировать 320 членов уличных банд из Чикаго, Лос-Анджелеса и других городов Соединенных Штатов.

По их выводам, только через три военных базы (Форт Льюис, Форт Худ и Форт Брегг) в Ирак было направлено бесчисленное множество преступников. Самое интересное, что командование не только закрывает глаза на подобное пополнение рядов, но отчасти даже рада: юные бандиты не боятся выстрелов и крови, более уверенно и решительно действуют под обстрелом противника – чем не «универсальные солдаты»!

Нетрудно представить, как пригодится им опыт городского боя в родной Америке. 19-летний капрал морской пехоты Андрес Райя, член группировки «Нортено», вернувшись из Ирака, убил в перестрелке двоих полицейских, прежде чем его удалось застрелить.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить