В Турции ввели в строй РЛС раннего оповещения, являющуюся частью системы ПРО НАТО

ПРО в Турции - угроза Ирану, России, Сирии

В Турции ввели в эксплуатацию радиолокационную станцию раннего оповещения, являющуюся частью НАТОвской системы ПРО, которую США выстраивают поблизости от границ с Россией. Известно, что данная РЛС будет управляться из оперативного центра, находящегося в Германии. Станция расположена в городе Малатья. Это около 500 километров к юго-востоку от Анкары и порядка 700 километров от границы с Ираном. Личный состав РЛС укомплектован турецкими и американскими военными.

Напомним, что Турция дала на это согласие в сентябре прошлого года. Турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган тогда заметил: "Установка радара в Турции является важным шагом для всего региона".

Данные с РЛС будут поступать на командные центры в США и на корабли, оснащенные системой ПРО морского базирования AEGIS. В том числке и на те из них, что дежурят в Средиземном море.

В НАТО необходимость размещения РЛС в Турции объяснили возросшей угрозой применения ракет малой и средней дальности на Ближнем Востоке со стороны Ирана.

Читайте также: Союз Израиля и Турции скрепляют общие враги

Ряд местных политиков выступили против размещения элементов ПРО НАТО в Турции. Они считают, что таким образом Запад готовится втянуть страну в возможный вооруженный конфликт с Тегераном.

Разумеется, последний особенно сильно возражал против развертывания компонентов системы ПРО на турецкой территории. Он резко раскритиковал согласие Турции на размещение радара, указав, что данный шаг только усилит напряженность в регионе. Однако турецкие власти ответили на это в духе, что размещение элементов ПРО не направлено против какой-либо другой страны.

Тем не менее, размещение РЛС альянса не осталось незамеченным в той же Сирии, поскольку расстояние от нее до сирийской границы составляет немногим более 200 километров. Как известно, Башар Асад до сих пор уделял своему ракетному потенциалу большое значение. Его генералы рассчитывали на то, что наличие сотен ракет малой дальности станет гарантом ненападения на Сирию, которая не раз выражала готовность в случае начала агрессии против нее обрушить их на Турцию и Израиль.

Более того: размещение РЛС в Турции рассматривается многими сирийскими аналитиками как дополнительное подтверждение сохранения военного союза Анкары и Тель-Авива, поскольку последний будет также получать данные со станции Малатья.

Без восторга восприняли это известие и в России, которую НАТО изначально приглашало участвовать в программе. Но потом переговоры зашли в тупик. Россия также пыталась получить юридические гарантии того, что система не будет направлена против нее, однако США открыто отказались сделать это.

В свою очередь, генсек альянса Андерс Фог Расмуссен выразил надежду, что соответствующее политическое соглашение с Москвой может быть достигнуто уже до начала саммита Россия-НАТО, запланированного в Чикаго на весну этого года. Однако надеяться на это достаточно сложно, поскольку нашей стороне отведена роль молчаливого наблюдателя за тем, как альянс поэтапно укрепляется у ее границ.

Российский президент Дмитрий Медведев в ответ на развертывание ПРО в Европе в ноябре 2011 года пригрозил Западу принятием комплекса военно-технических и дипломатических мер.

Читайте также: Россия найдет ответ на ЕвроПРО

Одной из них является развертывание ракетного комплекса "Искандер". Однако как заявил в интервью "Правде.Ру" первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков: "В данный момент у нас практически нечем ответить на эту угрозу. Что касается "Искандера", то его можно, скажем, применить против объектов ПРО, находящихся в Польше, из Калининградской области или Белоруссии. Однако цели в Болгарии, Румынии и Турции им уже не достанешь, поскольку радиус его действия составляет около 280 километров. Кроме того, американцы рассчитывают нейтрализовать эту даже скорее виртуальную угрозу своей ПРО применением оперативно-тактических ракетных комплексов типа "Атакмс".

И вообще, набор средств в нашем арсенале невелик. В нынешних условиях пойти на применение ядерного оружия мы попросту не можем. Остается авиация. Учитывая то, как НАТО выстраивает ПВО своих объектов ПРО, у меня очень большие сомнения, что наша фронтовая авиация их сможет поразить хотя бы даже в силу многократного превосходства вероятного противника в воздухе.

Остается применение крылатых ракет. Допустить, что в сложившейся обстановке у берегов НАТО будут постоянно дежурить наши корабли, я не могу. В силу разных причин, в том числе и потому, что их у нас попросту мало, в ближайшей перспективе этого не будет. Остается стратегическая авиация, самолеты которой способны с больших расстояний запускать крылатые ракеты, оставаясь неуязвимыми для противника. Однако у нас развитие крылатых ракет было в загоне. В нашем арсенале практически нет необходимого количества крылатых ракет, сопоставимых по дальности с американскими "томагавками", способными поражать цели на расстоянии 2500 километров. Мы можем в реальности рассчитывать на применение своих КР с дальностью 1400 километров, что резко ограничивает возможности как нашего ВМФ, так и авиации ВВС".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить