Сирия: Требуя мира, получим вечную войну?

Встреча Международной группы поддержки Сирии в Мюнхене закончилась согласованием прекращения боевых действий и решением о возобновлении межсирийских переговоров. Россия и США, как главные гаранты, попробуют "воздействовать" на своих протеже, чтобы они сели за стол переговоров и договорились. Но эта схема не действует на Украине, почему она заработает в Сирии?

На встрече с участием Саудовской Аравии и Ирана была достигнута договоренность о "создании в Сирии условий для прекращения вооруженных действий" в течение недели, пишет агентство "Рейтер". Разговоры на тему, почему речь идет не о прекращении огня, Сергей Лавров назвал "терминологической игрой", подчеркнув, что ключевым в достигнутых договоренностях должно стать налаживание взаимодействия между сирийскими военными и отрядами вооруженной оппозиции. А вот Джон Керри пояснил, что перемирие "террористических организаций не коснется" (хотя список этих организаций не составлен. - Ред.). Договорились, что сразу после "прекращения вооруженных действий" будут открыты гуманитарные коридоры и возобновятся межсирийские переговоры.

Из преамбулы сразу ясно, что дипломаты "играют в игры". И договоренностям этим — цена небольшая. Для чего же они нужны?

"Каждый, кто следит за развитием событий в Сирии, знает, что мы стоим на распутье. Если нам сейчас не удастся остановить эскалацию, когда насилием отвечают на насилие, то эта гражданская война затянется и будет стоить многих жизней", — сказал министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.

Российский премьер Дмитрий Медведев в интервью Handelsblatt поддержал Штайнмайера. "Всякие наземные операции, как правило, ведут к тому, что война становится перманентной. Посмотрите, что в Афганистане, что в целом ряде других стран", — сказал премьер, комментируя недавние заявления Саудовской Аравии о готовности направить спецназ в Сирию. "Вот американцы должны взвесить, и президент Соединенных Штатов, и наши арабские партнеры: они хотят перманентной войны? Они что думают, что они ее очень быстро выиграют? Так не бывает, особенно в арабском мире. Там все сражаются против всех", — сказал Медведев. Из этих слов очевидно, что американцы мягко угрожают вторжением в Сирию саудовско-турецкой коалиции.

Но и наши в информационной войне поднаторели. Тем не менее, страх перейти "красную черту" присутствует у всех. Поэтому глобальные игроки разворачивают сценарий урегулирования ситуации в Сирии по украинскому плану. Как мы помним, гражданская война в этой стране была переведена в неактивную фазу после того, как ополчение подошло к Мариуполю и готовилось его взять. И вот тут Запад заговорил об эскалации конфликта, в СМИ появились прогнозы о третьей мировой войне, Россию уговорили нажать на Донбасс и перевести конфликт в замороженный. При этом нажать на Киев у американцев, как мы видим, не получается. То же самое происходит в Сирии, в Алеппо. Этот город взят сирийской армией в кольцо, и снова "мировая общественность" говорит о гуманитарной катастрофе.

Россия - православная страна, жалость к ближнему ей присуща. Но, кроме страха и чувства милосердия, у России должен быть холодный расчет. Спросим себя для начала, а решил ли Минский процесс, проблему остановки войны и кровопролития?

Другие вопросы. Почему перемирие в Сирии коснется одних террористов и не коснется других? Почему только Россия и США выступают гарантами "прекращения военных действий"? А где Турция, Иран, Саудовская Аравия? Они вполне самостоятельные игроки, и не надо думать, что Обама может додавить Эрдогана и монархов Персидского залива, а Путин — Роухани. Тактика "мы постановили и "пусть договариваются между собой" не действует на Украине, не будет действовать и на Ближнем Востоке после пятилетней опустошительной гражданской войны и присутствия ИГИЛ, в том числе среди "умеренной оппозиции". Остановка наступления на Алеппо сохранит за Турцией контроль над 95-километровым участком границы с Сирией со всеми вытекающими последствиями. Вот тогда война станет "перманентной", Дмитрий Анатольевич.

Почему Россия не хочет побеждать, когда ее действия вполне легитимны? И не станут ли в результате наши партнеры нашими противниками? Или в этом суть игры, сделать всех врагами? Так их и так много. Почему в российском руководстве нет понимания, что Запад договаривается только с сильными? Страх перед будущим не самый верный маяк. Чем больше его боишься, тем хуже оно будет. Чем больше страх, тем больше агрессия и меньше энергии, так как пропадает вера в то, что делаешь. Не хватает российскому руководству здравомыслия и холодного расчета. Если ИГИЛ идет к нам, то о каких переговорах может идти речь?

Есть и другие мнения. "Сто лет переговоров лучше, чем один день войны", — сказал Правде.Ру, цитируя известного советского политика, Александр Вавилов, профессор МГУ, профессор Дипломатической академии МИД РФ, эксперт по Ближнему Востоку. - Здесь (в Сирии. - Ред.) как раз ни в коем случае нельзя обольщаться успехами, победами: ура, вперед, наступление, — ни в коем случае, потому что Россия, прежде всего, исходит из того, что нужно как можно быстрее завершить кровопролитие, потому что Сирия находится на грани катастрофы". По мнению Александра Вавилова, прекращение огня станет своего рода оселком и лакмусовой бумажкой, которая сразу определит, кто террорист, а кто нет. Котел в Алеппо уже закрыт, и поэтому можно говорить о прекращении огня, заметил эксперт.

"Не будет там Мариуполя, прямые аналогии здесь не уместны, — сказал Правде.Ру Владимир Мураховский, главный редактор журнала "Арсенал Отечества", полковник запаса. - Я не думаю, что успеют закрыть котел за неделю, а также в то, что за неделю удастся добиться прекращения огня". Главная проблема, по мнению эксперта, в том, что не удается согласовать список окончательных группировок, которые следует относить к террористическим.

"В Сирии конфликт гораздо более многосторонний, чем на Украине, - сказал Правде.Ру эксперт. - Поэтому, я думаю, там практически нереально добиться чего-либо подобного формату Минских соглашений. Если же говорить о том, чтобы вести дело к безоговорочной, окончательной победе правительственных сил, то это будет весьма продолжительное мероприятие. Потому что чтобы добиться решающего превосходства, наверняка потребуются усилия, в том числе и воздушно-космической группировки России".

"Режим прекращения огня мог бы, во-первых, улучшить гуманитарную ситуацию. Во-вторых, мог бы гарантировать, что никто не начнет сухопутную операцию, — сказал Правде.Ру Раид Джабер, журналист, шеф Московского бюро арабской газеты "Аль-Хаят". - Но недостаточно говорить о том, что сирийцы должны сесть за стол переговоров, должны сами договориться о будущем страны. Если региональные и международные игроки не смогут найти общие подходы для разрешения всего комплекса вопросов, связанных с сирийским кризисом, то развития ситуации в положительную сторону не будет" .

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Последние материалы