Разрыва турецко-израильского союза не будет

Союз Израиля и Турции скрепляют общие враги

Западные, турецкие и израильские СМИ пишут о разгорающемся конфликте между Анкарой и Тель-Авивом. Отношения между двумя странами особенно накались в последнюю неделю. Премьер-министр Турции Эрдоган и президент Гюль делают угрожающие заявления в адрес Израиля, подкрепляя это высылкой израильских дипломатов.

Официальная Анкара также заявила о приостановке экономического сотрудничества с Тель-Авивом. В свою очередь, министр сельского хозяйства Турции Мехди Экер заявил о том, что турецкие фермеры также могут покарать Израиль и лишить его поставок сельхозпродукции. Разрыв связей в этом направлении Анкару не особенно страшит, поскольку турецкая продукция востребована на рынке, и к тому же Турция гораздо меньше зависит в данном отношении от Израиля.

Пострадала и сфера военно-технического сотрудничества. Более того, Турция демонстрирует явную враждебность по отношению к Израилю, заявляя, что направит к его берегам военные корабли и не допустит израильтян к разработке обнаруженных недавно у берегов Ливана богатых газовых месторождений. И наконец, 9 сентября турецкий президент Абдулла Гюль открыто провозгласил, что "Восточное Средиземноморье не является израильским, и Турция обозначит здесь свое присутствие".

Звучат даже угрозы полного прекращения всех связей с Израилем, включая политические, и даже закрытие воздушного пространства для любых израильских самолетов.

Все вместе это дало основания целому ряду экспертов говорить о том, что израильско-турецкому союзу настал конец. Наиболее пессимистично настроенные из них даже рассуждают о перспективах серьезного вооруженного столкновения между былыми союзниками. Но так ли это, и чем обусловлено столь вызывающее поведение Анкары?

Заметим следующее: турецкое руководство обрушило свой гнев на Израиль за то, что он не желает извиниться за убийство девяти граждан Турции. Произошло это во время перехвата израильскими коммандос "Флотилии свободы" в 2010 году, направлявшейся с грузом "гуманитарной помощи" в Газу.

Пикантность ситуации заключалась в том, что последнюю контролируют палестинские радикалы, которые регулярно обстреливают Израиль ракетами, который, в свою очередь, наказывает палестинцев блокадой.

Особо следует отметить то, что именно Турция взяла на себя большую часть затрат в снаряжении флотилии, которая должна была прорвать израильскую блокаду.

Читайте также: Турция и Израиль: союзники или враги?

Изначально было ясно, что это была турецкая провокация с далеко идущей целью. Как известно, Израиль предлагал "Флотилии свободы" выгрузиться на своей территории, чтобы не допустить попадания к палестинцам нежелательных грузов. Ее организаторы (главным образом, турецкие) ответили отказом.

Более того, они сделали все, чтобы Израиль при захвате направляемых в Газу кораблей применил силу в полном объеме. Эти ожидания вполне оправдались, и гибели десяти турок оказалось достаточно для того, чтобы испортить отношения на неопределенный срок.

Комиссия Джеффри Палмера, проводившая официальное расследование обстоятельств произошедшего, установила, что активисты исламистской организации IHH доминировали среди экипажей флотилии, причем турецкие службы безопасности их даже не досматривали перед отправкой в Газу.

И вот активисты "Флотилии свободы" оказали израильским спецназовцам из 13-й флотилии яростное сопротивление с применением холодного и, по некоторым данным, огнестрельного оружия. Все это было в конечном итоге использовано против самого Израиля, что абсолютно входило в планы Эрдогана, сознательно стремившегося к нынешнему обострению.

После этого турецкое руководство демонстративно потребовало от Израиля извинений и выплаты компенсаций семьям погибших, опять-таки рассчитывая на соответствующую реакцию Тель-Авива для начала нового витка обострения.

Эти ожидания снова оправдались. Несколькими днями ранее специальная комиссия ООН признала правоту Тель-Авива, хотя и пожурила его за "чрезмерное применение силы".Это стало основанием для Израиля окончательно отказаться от принесения извинений Турции и выплаты компенсаций.

Воспользовавшись этим, Турция решила усилить давление на израильскую сторону. В противном случае, ее ожидает, как угрожает Анкара, замораживание всех дипломатических отношений. Кроме того, Турция намерена воспрепятствовать вступлению Израиля в НАТО и присоединиться к голосу Ирана и ряда других стран, требующих от МАГАТЭ заняться израильской ядерной программой и наложить на Тель-Авив санкции за несоблюдение режима нераспространения ядерного оружия.

Читайте также: Турецкое унижение Евросоюза

Казалось бы, что после этого говорить о каком бы то ни было союзе между странами просто смешно. Но пока это все остается словами, и грозные заявления слабо подкрепляются практическими действиями.

Звучащие со стороны Эрдогана угрозы, на первый взгляд, очень серьезные, но по большей части они являются лишь сотрясанием воздуха. Во-первых, дипломатические отношения понижены, но не разорваны. Государства не находятся в состоянии войны, и через определенный срок эти отношения можно будет восстановить в прежнем объеме.

Во-вторых, несмотря на объявленный разрыв военно-технического сотрудничества, на деле это не совсем так. Де-факто за словесными декларациями Эрдогана о приостановке военно-технического сотрудничества скрывается намерение отвлечь внимание широкой общественности от размещения на турецкой территории элементов системы ПРО НАТО, которые в любом случае будут действовать и в интересах израильской безопасности, и Тель-Авив в любом случае будет получать информацию о ракетных запусках вероятного противника, как это предусмотрено трехсторонним израильско-турецко-американским соглашением.

С другой стороны, следует заметить, что хотя Израиль в НАТО не входит, но на деле уже давно тесно взаимодействует с ним в военной сфере. Причем порой, как это было, например, в 1956 году, участвует с важными участниками этого блока в агрессии против других стран вроде того же Египта.

Израиль даже такое положение вполне устраивает, когда он может рассчитывать на помощь НАТО, не связывая себя с ним "юридическими обязательствами". И несмотря на перебранку Нетаньяху с Обамой, Израильское государство остается все тем же "непотопляемым авианосцем" США — единственной страной, которая была, есть и будет в обозримой перспективе американским плацдармом и проводником стратегических интересов Вашингтона в регионе.

Сами израильтяне не склонны делать трагедии из поведения Турции. Спокойствие руководства Израиля, несмотря на отдельные реплики деятелей вроде Авигдора Либермана, объясняется уверенностью в том, что в случае необходимости НАТО или США одернут Турцию.

Читайте также: Почему Израиль не хочет мира в Палестине

Правда, скептики говорят, что на этот раз ссора самая настоящая и что дело может вполне дойти до вооруженного конфликта, поскольку на кону находятся огромные нефтегазовые месторождения. Довод вполне убедительный, но вот хватит ли именно сейчас для этого у турок пороха в пороховницах? Тем более, что больше похоже на то, что антиизраильская риторика является камуфляжем для прикрытия истинных намерений на кипрском направлении. Достаточно вспомнить о последних недавних угрозах Анкары в адрес Никосии.

Так, израильский министр обороны Эхуд Барак заявил, что отношения с Турцией должны вернуться на прежний уровень, поскольку "нормализация отношений двух стран является одним из определяющих факторов стабильности в регионе". И разумеется, Турция в этом заинтересована не в меньшей степени, чем Израиль, ввиду того, что у нее самой немало больных точек вроде курдского вопроса и, мягко говоря, непростых отношений с Грецией, на которые при желании может надавить Тель-Авив.

Достаточно упомянуть о том, что израильские спецслужбы имеют немалое влияние на разные курдские группировки, и им ничего не стоит заметно осложнить и без того непростую ситуацию в турецком Курдистане.

Не вызывает у Израиля паники и обещание Эрдогана и Гюля отправить в Газу очередную "Флотилию свободы" в сопровождении эскорта боевых кораблей турецкого ВМФ.

По крайней мере, реакция Израиля понятна: во-первых, слова о направлении новой флотилии под турецкой охраной пока что являются просто словами. Но даже если это действительно произойдет в самом худшем варианте, ну не ядерную же бомбу привезут турки палестинцам? А грузы оружия и взрывчатки и без того попадают в их распоряжение по "египетскому трафику".

Правда, есть и другой, казалось бы, неприятный момент для Израиля. Как известно, в конце сентября будет решаться вопрос о провозглашении независимости Палестинского государства, против чего выступает Израиль, поддерживаемый Штатами. Наиболее последовательным союзником палестинцев до последнего времени был Иран. Поддержка "народа Палестины" позволяла руководству Исламской Республики выгодно выделяться на фоне подавляющего большинства проамериканских авторитарных лидеров, которые забывали про арабскую солидарность и на деле подыгрывали Израилю.

Так что вся последняя возня преследует другие идеи. Во-первых, за счет антиизраильской риторики и "поддержки Палестины" Эрдоган пытается набрать политические очки не только внутри своей страны за счет голосов радикалов, но и в арабских странах и оспорить растущий среди простых арабов авторитет Ирана. В таком же духе Израиль склонен рассматривать последние инициативы Турции в Египте и других странах региона в условиях продолжающейся "арабской весны", которая уже привела к смене политических элит в странах Северной Африки.

Тем не менее, пока это не смогло уничтожить полностью былые связи. Напомним, что о турецко-израильском союзе заговорили уже в 1949 году, когда Турция первой из мусульманских стран признала Израиль, и до последнего времени эти страны тесно сотрудничали по широкому спектру вопросов, в том числе военному и разведывательному.

Союзники уже не раз ссорились, после чего всякий раз мирились. Достаточно напомнить о том, что в 1981 году, когда Израиль решил аннексировать Восточный Иерусалим, разрыв их отношений был куда более серьезным. Чтобы нормализовать отношения, потребовалось целое десятилетие.

Правда, необходимо все же делать поправку, поскольку тогда Израилю приходилось иметь дело с чисто светским режимом, опорой которого были высокопоставленные турецкие военные, в основной своей массе дружественно настроенные к Тель-Авиву, в отличие от правящей в Турции исламской партии.

Но несмотря на свою риторику, Анкара действует даже менее радикально, чем тогда. Разумеется, турецкое и тем более израильское руководство не настолько глупы, чтобы не понимать, что выиграет в случае углубления их противоречий Иран.

Читайте также: Раздавить Сирию руками Израиля

Создается впечатление, что Израиль и Турция ловко играют этот театр для того, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от подготовки агрессии против Сирии, на северной и южной границах которой "рассорившиеся союзники" сосредотачивают ударные группировки войск. Правда, Израилю не стоит забывать о том, что ликвидация "сирийского буфера", разделяющего две страны, в конечном счете станет для него катастрофой.

Разумеется, явное осложнение между союзниками налицо. Как известно, те или иные соглашения между разными странами носят временный характер, и вчерашние союзники вполне могут стать врагами и наоборот. Однако говорить сейчас о полном крахе израильско-турецкого союза было бы преждевременно.

Турция, мечтающая о восстановлении в регионе утраченного после Первой мировой войны влияния, неизбежно столкнется с израильским сопротивлением. Но скорее, это реалии даже не среднесрочной, а отдаленной перспективы.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить