Главу МАГАТЭ заподозрили в недопустимых симпатиях к Ирану

Вокруг доклада, сделанного 28 августа Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о ядерной программе Ирана, разгорелся крупный скандал. Франция заподозрила агентство в том, что оно опубликовало не все данные. Поводом для подозрений послужила информация из доклада о том, что иранцы снизили количество обогащающих уран центрифуг с 4920 до 4592.

Французские дипломаты считают, что агентство показало им только технический "пресс-релиз", который не содержит полной информации. Из этого можно сделать вывод, что темпы обогащения урана в Иране намного выше, чем об этом говорит агентство.

В тот же день, выступая в Вене, генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи отверг обвинения в утаивании информации об иранской ядерной программе.

"Я считаю эти демарши (Франции. – Ред. ) политически мотивированными и абсолютно беспочвенными. Вся информация, которую получало агентство по иранской ядерной программе и которую оно критически оценивало в соответствии со своей стандартной практикой, доводилась до сведения совета управляющих", - подчеркнул аль-Барадеи.

Читайте также: Новый министр обороны Ирана разозлил США в день назначения

В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров охарактеризовал обвинения в адрес Мохаммеда аль-Барадеи в утаивании информации по иранской ядерной проблеме как недопустимые.

"Я с удивлением узнал, что некоторые члены МАГАТЭ обвинили генерального директора этой организации в том, что он утаивал от членов агентства какую-то долю информации об иранской ядерной программе. Считаю непозволительными подобного рода высказывания.

Никто и никогда не имел никакого повода усомниться в высочайшем профессионализме аль-Барадеи и его полном соответствии тем требованиям, которые предъявляются к должности генерального директора МАГАТЭ", - сказал Лавров.

Заметим, что это уже не первые обвинения в адрес нынешнего главы агентства. В последние годы всё чаще ведется разговор о том, что египтянин аль-Барадеи, будучи мусульманином, подыгрывает Ирану. Рассуждения на эту тему уже не раз имели место в США, а американские спецслужбы в предыдущие годы даже устраивали прослушивание его телефонов.

Впрочем, в докладе содержатся и нелестные для Ирана оценки, что противоречит выдвигаемым против аль-Барадеи обвинениям. По его данным, несмотря на уменьшение числа обогащающих уран центрифуг, Иран по-прежнему ведёт работы с тяжелой водой.

Аль-Барадеи признал, что основания для подозрений в адрес иранцев есть, ибо они не сотрудничают с МАГАТЭ в объёме, который бы давал исчерпывающую информацию о мирном характере иранской ядерной программы. И сомнения в том, что иранцы не занимаются созданием атомной бомбы, сохраняются.

Отметим, что ранее недовольство объёмами сотрудничества Ирана с МАГАТЭ выражали также США, Великобритания и Германия. Немецкий канцлер Ангела Меркель 28 августа дала Ирану месяц на возобновление полноценного диалога о своей ядерной программе. В противном случае она пригрозила Тегерану новыми санкциями.

Что же происходит вокруг иранской ядерной проблемы? И можно ли говорить о том, что аль-Барадеи встал в этом вопросе на сторону Ирана? Своими мыслями на этот счёт в интервью "Правде.Ру" поделился эксперт по Ближнему Востоку Сергей Демиденко:

– Франция действует в рамках тройки европейских посредников (Берлин, Лондон и Париж), которые от имени ЕС пытаются склонить Иран к отказу от своей ядерной программы. К настоящему времени было минимум четыре предложения иранскому руководству со стороны Евросоюза, последнее - в мае этого года.

Они содержали немало "пряников" вроде обещания поставить Тегерану реактор на лёгкой воде в обмен на отказ от ядерных амбиций, преференции в торговле. Однако Иран не дал на это согласия.

Поведение иранского режима вполне определенное: в ответ на любые предложения Запада Тегеран отвечает не приемлемыми для Евросоюза и США контрпредложениями. В итоге всякий раз стороны откатываются к исходным позициям. Иранское руководство избрало тактику "забалтывания" проблемы в рамках МАГАТЭ.

Я не думаю, что аль-Барадеи сознательно подыгрывает Ирану. Он действует в рамках бюрократической логики: раз реальных доказательств существования в стране ядерной программы его ведомство не получило, значит, и окончательный доклад по проблеме будет соответствующим.

Всякий раз итоговые выступления главы МАГАТЭ сводились к тому, что "у нас нет доказательств того, что Иран стремится к обладанию

Главу МАГАТЭ заподозрили в недопустимых симпатиях к Ирану
Главу МАГАТЭ заподозрили в недопустимых симпатиях к Ирану
ядерным оружием, но у нас есть определенные подозрения на этот счет, потому что наших инспекторов не всегда пускают на интересующие их объекты".

Теперь иранскую ядерную проблему будут разбирать в ООН. Очевидно, опять примут санкции. Но, скорее всего, они не будут носить серьезного характера, поскольку Россия и Китай не заинтересованы в том, чтобы их партнер был связан ограничениями, препятствующими развитию бизнеса на его территории.

При этом в ближайшее время нельзя ожидать того, что кто-то начнет против Ирана боевые действия. Израилю в одиночку очень трудно поразить многочисленные иранские ядерные объекты, которые хорошо охраняются средствами ПВО и выстроены таким образом, чтобы минимизировать ущерб от возможных авианалетов.

США в настоящее время не готовы к силовому сценарию. Вашингтон скован боевыми операциями в Афганистане и Ираке и очень не хочет, чтобы к ним добавились и военные действия в Иране. У американского руководства просто нет серьезной стратегии для решения этой проблемы.

Среди американской политической элиты даже витают настроения провести переговоры на эту тему напрямую с руководителями Ирана. Но вряд ли последние изменят свою позицию.

Читайте также: Израиль призывает "парализовать" Иран

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить