"Международная амнистия" обеспокоена нарушениями прав человека в Ливии

Кто правит в Ливии - парламент или "милиция"?

В воскресение коалиция либеральных сил Ливии объявила, что выигрывает первые с 1964 года парламентские выборы. "Братья-мусульмане" подтвердили свой проигрыш в Триполи и Бенгази, где живет около половины населения страны. Но не будет ли избранный парламент "свадебным генералом" в Ливии, где правит не закон, а банды экс-борцов за независимость?

Поражение исламистов в Бенгази неожиданно, однако вполне объяснимо национализмом ливийцев, знающих, что "братья" в Партии справедливости и строительства — это в основном выходцы из соседнего Египта. Египтян в Ливии недолюбливают и на бытовом уровне — при Каддафи они занимали в столицах низшую ступень социальной лестницы, нанимаясь на самую черную работу. Кроме того, исламисты переборщили с навязыванием своих так называемых "независимых кандидатов" (120 из 220 мест в парламенте) в ходе избирательной кампании на телевидении. После 42-летней медийной диктатуры ливийцы очень чувствительны к перебору в этой области.

Читайте также: Ливия: сажать - не сеять, взрывать - не строить

Выигрывает парламентские выборы либеральный Союз национальных сил, который объединяет около 50 партий и 78 независимых кандидатов под лозунгом "Умеренная мусульманская страна, демократия, разделение исполнительной и законодательной ветвей власти". Союз возглавляет Махмуд Джибриль, вышедший из переходного правительства (ПНС), чтобы баллотироваться в парламент. Он — выходец из племени варфала (warfalla), крупнейшего в стране и всегда лояльного к Каддафи, но имевшего с ним несколько серьезных столкновений. Джибриль перешел на сторону революции, как только она началась, и занимал в ПНС пост премьер-министра.

Двести мест в Национальном конгрессе будут поделены между Триполитанией, наиболее населенным западным регионом Ливии (102 места), Киренаикой (восток) и районом Феццан (юг) с 60 и 40 местами соответственно. Парламент выберет премьер-министра и разработает проект новой конституции. Выборы на большой территории страны характеризовались высокой явкой, но в Бенгази и на юге несколько участков подверглись нападениям. Это вполне объяснимо, так как сепаратистские настроения здесь очень сильны. Побеждают умеренные мусульмане, которые понимают, что главная угроза исходит не от "Братства" и даже не от сепаратизма Киренаики, а от банд ополченцев, переименованных в милицию.

ПНС сейчас практически не имеет власти в Ливии. Так, доклад международной неправительственной организации Amnesty International (AI, "Международная амнистия"), опубликованный в четверг, описывается довольно мрачную картину. Документ, составленный по результатам посещений страны в мае-июне, озаглавлен "Ливия: верховенство закона или верховенство боевиков" (Libya: Rule of law or rule of militia). Конечно, боевиков (то есть той самой "милиции"), делают выводы авторы доклада. Правозащитники констатируют, что боевики, которые боролись с армией Каддафи, отказались сложить оружие и продолжают совершать зверства, а произвольные аресты, пытки и убийства остаются безнаказанными.

По данным AI, банды содержат в плену около 4 тысяч каддафистов и подвергают их пыткам. В докладе документально описаны около 20 случаев, когда заключенные умерли в секретных тюрьмах, пытаемые электричеством, избиваемые металлическими прутьями и палками. Не лучше обстоит дело с беженцами. К примеру, 30 тысяч жителей Тауерги (Tauerga) были изгнаны из своих домов милицией из соседнего Мисрата и так и не смогли вернуться. Это чернокожее племя выступало за Каддафи и преследуется в Ливии, как и другие чернокожие ливийцы, пишут составители доклада. На юге тоже очень неспокойно. Вокруг оазиса Куфра идет борьба между чернокожим африканским племенем тубу и арабским — цваи. Тубу объявили о своем намерении бойкотировать выборы на 7 июля.

Кто же такие эти самые "милиционеры"? Ливийцы сначала называли их "зовар" (zowar) — бойцами за независимость. Среди них есть немало дезертиров из армии Каддафи и бывшей полиции. Это хорошо обученные военному делу люди, которые не хотят передавать власть гражданским властям. Организованные по племенному признаку, они превратились в небольшие армии со своей жесткой иерархией, арсеналами и контролируемыми территориями. Даже столица Триполи поделена на зоны влияния, не говоря о сельских районах.

Amnesty International отмечает, что ливийские власти (Национальный переходный совет и Временное правительство) "не имеют возможности или желания противостоять милиции" под предлогом "отсутствия безопасности и большого количества оружия". Странная формулировка — впрочем, она становится понятной, если учесть принятый в мае ПНС закон, который устанавливает иммунитет от уголовного преследования боевикам, действующим "с целью защиты революции 17 февраля".

Читайте также: Декаддафизация Ливии и десталинизация России

Существует опасность, что четыре десятилетия правления Каддафи в плане нарушений прав человека "закончатся забвением и будут воспроизведены", пишут составители отчета. Что же, зато Запад, и в особенности Франция, теперь контролирует нефть и газ Ливии — самой богатой углеводородами страны региона.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *