Иран оставил уран себе. Санкции неизбежны?

8 февраля представитель Ирана при Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Али Асгар Солтание передал руководству организации важный документ. "Это официальное письмо Ирана о начале работ по обогащению урана до 20 процентов с целью обеспечения тегеранского (исследовательского) реактора", — сказал иранский дипломат.

Солтание постарался развеять опасения тех, кто считает, что его страна намерена использовать уран для производства ядерного оружия. Мол, целью дообогащения топлива является производство изотопов медицинского назначения. "Мы не можем оставить больницы и раковых больных без радиоизотопов, в которых они так отчаянно нуждаются", — объяснил он.

"В письме (вышеупомянутом. — Ред.) мы пригласили инспекторов МАГАТЭ присутствовать на объекте (завод в городе Натанз). Пригласили потому, что все ядерные объекты Исламской республики находятся под контролем Агентства".

Это письмо с уведомлением о том, что Иран будет самостоятельно дообогащать уран до 20 процентов, было передано в МАГАТЭ на следующий день после соответствующего решения президента Махмуда Ахмадинежада. По словам руководителя Организации по атомной энергии Ирана Али Акбара Салехи, работы по дообогащению на реакторе в Натанзе начнутся уже с 9 февраля.

Читайте также: Старая песня Ирана об уране

Поразительно, что новое решение иранского руководства полностью противоречит словам Ахмадинежада, произнесенным буквально только что — 2 февраля. В тот день он заявил, что Иран готов отправлять низкообогащённый уран для дообогащения за рубеж, а в обмен получать ядерное топливо.

Что вполне вписывалось в сделанное незадолго до этого предложение МАГАТЭ: работы по дообогащению будет проводить Россия, а Франция изготовит иранцам топливные стержни для ядерных реакторов. Однако в виде документа устное согласие Ахмадинежада оформлено не было.

И, как теперь оказалось, он то ли тогда "пошутил", то ли теперь передумал. Мало того — 7 февраля главный "атомщик" Ирана Салехи дал понять, что в течение следующего года там построят десять новых заводов для обогащения урана.

Собственно говоря, Салехи подтвердил информацию, появившуюся ещё в ноябре прошлого года. Согласно ей, правительство Ирана распорядилось построить пять урановых заводов, для которых уже выбраны площадки, а также найти место ещё для пяти.

Фото: AP

Естественно, такое поведение не могло понравиться Западу. В ноябре прошлого года Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, в которой осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана близ города Кум. Представители десятков стран, включая Россию, призвали Исламскую Республику официально подтвердить, что решений о строительстве новых заводов никто не принимал.

Теперь же Запад вновь выразил крайнее недовольство. Выступая в Париже 8 февраля, министр обороны США Роберт Гейтс призвал мировое сообщество усилить давление на Иран. Правда, при этом он категорически отрицал, что американцы намерены начать против Исламской Республики военные действия.

"Мы все равно должны стараться найти мирное решение иранской проблемы. На данный момент, как мне кажется, единственный путь к этому — давление на Иран. Однако в таком случае нам понадобятся согласованные усилия всего международного сообщества", — сказал Гейтс. Он добавил, что главная задача мирового сообщества — убедить Иран отказаться от ядерных амбиций.

О санкциях заговорил и глава военного ведомства Франции Эрве Морен. "Не остается другого выхода, кроме как принять новые меры. К сожалению, придется вести диалог с международным сообществом, который приведет к новым санкциям, если Иран не прекратит свою ядерную программу", — подчеркнул он. Министра явно задел тот факт, что иранцы фактически отказались от услуг Франции по созданию стержней для реакторов.

Реакция России была более сдержанной, но тоже негативной. "Мы исходим из того, что выход из сложившейся ситуации заключается в выполнении Ираном договоренностей, предусматривающих отправку топлива для тегеранского исследовательского центра для дообогащения за рубеж", — заявил неназванный представитель МИД РФ.

Похоже, ситуация вокруг ядерной программы Ирана вступила в новую фазу обострения. Впрочем, подобное уже не раз случались. Иран отказывался от сотрудничества с международным сообществом, Запад, угрожая новыми санкциями, вынуждал его якобы пойти на попятный, а затем все вновь повторялось. И не дай Бог, чтобы это движение по кругу прервалось из-за того, что для всех очевидным станет такой факт: Иран вплотную подошёл к созданию нового оружия.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить