Арабский "неосуществимый" союз

27 марта на очередном, 22-м по счету, саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) президент Йемена Али Абдалла Салех призвал своих коллег объединиться, чтобы создать "Арабский союз", а, по сути, единое государство. Эта идея воодушевила всех. И было принято решение хорошенько изучить возможности ее реализации.

Правда, в итоговом заявлении формулировка довольно расплывчатая: "Арабские лидеры утвердили создание пятисторонней комиссии для подготовки документа по совершенствованию совместной деятельности". Зато комиссия успела уже подготовить своего рода "протокол о намерениях", в котором цель определена четко и ясно: создать единое арабское государство (кстати, в состав комиссии вошли руководители Египта, Ирака, Йемена, Катара и Ливии, а также генеральный секретарь ЛАГ).

Этот документ в ближайшее время рассмотрят главы МИД арабских стран. А в сентябре или октябре лидеры соберутся на внеочередной саммит, чтобы продвинуть идею дальше.

И вот что еще интересно. Неделю назад, на той же встрече, генсек ЛАГ Амра Муса предложил расширить рамки возможного объединения за счет других мусульманских стран. В частности, Ирана и Турции.

Но эта инициатива встретила куда более сдержанное отношение. На растущую мощь Ирана с опаской смотрят в странах Персидского залива, а Ирак и Сирия испытывают трения с Турцией по курдскому вопросу, да и не только.

Однако "Арабский союз" и без того может стать весьма внушительной силой. По сути, на карте мира появилась бы новая сверхдержава. Напомним, что в Лигу арабских государств входят 21 страна и Организация освобождения Палестины, чьи территории протянулись от берегов Атлантики до Персидского залива.

Это было бы второе по площади государство мира (после России), третье по численности населения (впереди Китай и Индия) и — непревзойденный лидер по колоссальным энергетическим ресурсам.

Строго говоря, сама идея такого объединения не нова. Энергично ее продвигал в прошлом веке президент Египта Гамаль Абдель Насер. У него создание единого арабского государства было завязано на идеях арабского социализма и ликвидации пережитков колониального и феодального прошлого. Но Насеру удалось добиться лишь объединения с Сирией и Йеменом. Да и оно рассыпалось в 1961-м, просуществовав всего лишь три года.

Ту же идею пытались воплотить иракские и сирийские баасисты, а также один из самых экстравагантных арабских политиков, лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи. Он неоднократно выступал с громогласными заявлениями о том, что объединяется то с Алжиром, то с Суданом, то с Египтом, то с Тунисом. То есть практически со всеми своими арабскими соседями.

Фото: AP

Читайте: Каддафи: 40 лет у руля ливийской Джамахирии.

И даже лично выезжал на бульдозере на ливийскую границу, чтобы её "стереть", как он выражался. Более того, в попытке осуществить это самое арабское единство Ливия вступила в вооруженные конфликты с теми же Египтом и Суданом, ввязалась в многолетнюю войну в Чаде. И в итоге — ничего.

Что же мешало? И удастся ли преодолеть помехи на этот раз? Арабист Георгий Мирский убежден, что такая идея совершенно неосуществима.

"Всё это болтовня, — заявил он корреспонденту "Правды.Ру". — Арабские деятели говорят об объединении десятки лет, а воз и ныне там. Главная причина — национализм и разница в менталитете. Да, все они с гордостью говорят: "Мы — арабы". И тут же добавляют: "Мы — египтяне", "мы — иракцы" и т. д.

Как показывает практика, категория "арабское единство" вторична по отношению к конкретной государственной принадлежности. То есть абсолютно бесспорно, что политическая элита арабских стран на деле не готова поступиться своими местечковыми интересами ради декларируемого общего дела.

Характерный пример — развалившийся союз Египта и Сирии при Насере в 1961 г. В разговоре со мной на эту тему один сириец, занимавший тогда важный пост в руководстве страны, сказал, что все радовались объединению с Египтом.

Но когда его представители прибыли в Сирию, чтобы ею руководить, там наступило всеобщее разочарование. Этот мой знакомый чиновник оказался смещен со своего поста и стал заместителем у нового начальника — египтянина. В итоге такой политики, недовольная "египетским диктатом" элита подняла мятеж и вышла из союза с Египтом".

А все потому, что менталитет арабов исключает паритетные, коллегиальные, в конце концов, демократические отношения в руководстве. Нет, только авторитарность, только "единоначалие".

Так что, видимо, вряд ли суждено появиться на карте мира другому "второму по площади, третьему по численности населения и непревзойденному лидеру по колоссальным энергетическим ресурсам".

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить