Сирия рвется в драку с Израилем

В ближайшее время между Израилем и арабскими странами может начаться новая война. Такое угрожающее заявление сделал вечером 3 февраля сирийский министр иностранных дел Валид Муаллем после встречи со своим коллегой из Испании Мегелем Моратиносом.

Уместно напомнить, что именно эта страна в настоящее время председательствует в ЕС. И глава ее дипломатии заявлял, что Мадрид "будет уделять первостепенное внимание ситуации на Ближнем Востоке". Сейчас Моратинос совершает турне по странам региона. Перед Сирией он был в Израиле.

Итак, Валид Муаллем пообещал: скоро на Ближнем Востоке начнется война, которая "станет не локальной, а тотальной, всеобщей войной! После нее уже никаких мирных переговоров не будет".

А произойдет это, по его словам, в том случае, если Израиль не согласится на условия "справедливого прочного мира". Пока же это государство "сеет семена войны в регионе, и я хочу им сказать: хватит быть главным задирой на Ближнем Востоке. Сегодня вы угрожаете Газе, завтра вы угрожаете Ливану, потом Ирану — а теперь Сирии. Израильтяне, не испытывайте терпение Сирии. Вы же понимаете, времена изменились, и война достигнет и ваших городов. Опомнитесь и выберите мирный путь".

Короче говоря, пусть Иерусалим только попробует напасть на Сирию или Ливан. Он тут же пожалеет об этом, потому что против него поднимутся несколько стран региона.

Своего главу МИДа поддержал и президент Башар Асад, заявив, что "Израиль является причиной конфликтов на Ближнем Востоке".

Эти воинственные речи последовали, как ни странно, в ответ на вполне миролюбивое, прозвучавшее накануне заявление министра обороны Израиля Эхуда Барака. Он как раз сказал о готовности его страны заключить мир с Сирией, потому как отсутствие такого соглашения может вызвать новую войну на Ближнем Востоке.

Реакция Мигеля Моратиноса была недоуменной, если не назвать ее осуждающей: "Я прибыл из Израиля после встречи с руководством этого государства, и я могу вам сказать: я встретил там только стремление к миру".

Имелись в виду такие слова премьер-министра Беньямина Нетаньяху: "Мы с министром обороны и командованием ЦАХАЛ сходимся на том, что мир с Сирией нам необходим, даже ценой отказа от Голан, так как это ослабит позиции Ирана в регионе. Израиль готов начать переговоры без предварительных условий".

Правда, добавив: "Я хорошо понимал, что хочет Асад-отец, но абсолютно не понимаю, чего хочет Асад-сын (президент Сирии Башар Асад — ред). Чего еще нужно Асаду? Он сам запутался в своих желаниях".

Фото: AP

Читайте также: У Израиля и Сирии нет шансов договориться

Это было, еще раз подчеркнем, до воинственного заявления Муаллема. Ну, а после, уже на следующий день, 4 февраля, глава израильского МИД Авигдор Либерман предупредил Сирию, что не следует угрожать войной израильским городам. Мол, если она начнет боевые действия, будет ответный удар по правительственным комплексам в Дамаске. И "Асад должен знать, что если он будет провоцировать Израиль, он лишится власти". А затем обратился лично к сирийскому президенту: "Вы не просто проиграете, вы проиграете войну, а ты лишишься власти, ты и твоя семья". Либерман подчеркнул, что Хафез Асад, отец Башара Асада, остался у власти лишь потому, что пошел на мирные переговоры с Израилем.

Камнем преткновения между этими двумя государствами являются упомянутые Нетаньяху и весьма важные в стратегическом отношении Голанские высоты, которые "достались" Израилю после "Шестидневной войны" 1967 г.

Дело в том, что представители многих политических сил в Израиле выступают категорически против их возвращения. И одним из самых ярых противников территориальных уступок является именно глава МИД Авигдор Либерман. Вопреки позиции своего премьера он, по собственному признанию, поддерживает мирные переговоры с Дамаском при условии, что тот откажется от "мечты о Голанских высотах".

Либерман и его сторонники, во-первых, упирают на то, что Голаны исторически (с первого века до нашей эры) принадлежали евреям. Во-вторых, придают этим высотам стратегическую значимость: они позволяют контролировать находящийся ниже крупнейший водный резервуар страны — Тивериадское озеро.

Сирийцы же апеллируют к международному праву, заявляя о том, что Голанские высоты официально вошли в состав независимой Сирии в 1944 г., когда уходившие оттуда французские колонизаторы подписали соответствующие соглашения.

Несмотря на выраженную Нетаньяху готовность к компромиссу, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко вполне допускает, что боевые действия на Ближнем Востоке могут начаться в любой момент. "Это обусловлено, — пояснил он "Правде.Ру", — остротой накопившихся противоречий. Касательно вероятности достижения более-менее долговременного мира в этом регионе — я пессимист. И абсолютно не разделяю мнения Обамы о возможности в обозримом будущем добиться решения проблемы мирным путем".

Причем, отметил наш собеседник, сами американцы, кроме разговоров о возможности мира, не продемонстрировали никаких реальных действий в этом направлении.

Вместе с тем, продолжил он, "условий для перерастания возможного сирийско-израильского конфликта в полномасштабную войну я не вижу. Арабский мир неоднороден, и даже начало войны против одной из входящих в него стран не заставит всех поголовно выступить против Израиля".

Ирак, аргументирует свою мысль Минченко, один из главных былых противников Израиля, сегодня находится под контролем США. Поэтому его можно списать со счета. То же самое и по той же причине относится к фундаменталистским режимам Персидского залива. "Американцы не позволят им ударить по Израилю, своему стратегическому союзнику на Ближнем Востоке", — подытожил эксперт.

К его словам можно добавить то, что Египет, прежде возглавлявший все арабские антиизраильские силы, теперь развивает с этой страной партнерские отношения, активно сотрудничает с нею в борьбе с палестинским терроризмом.

Высока вероятность именно сирийско-израильской войны и по мнению Сергея Демченко, бывшего военного советника СССР в Египте и Сирии. Исход вооруженного конфликта этот эксперт обрисовал "Правде.Ру" так:

"Арабы — слабые вояки. Целые их подразделения во время войны 1973 г. подвергались панике при появлении даже одиночного израильского самолета. Вместо того чтобы открыть по нему огонь, они бросали работающие комплексы ПВО и бежали кто куда. Достаточно было кому-то крикнуть "Фантом"! (американский истребитель F-4 на вооружении армии Израиля), как арабские расчеты, не принимая боя, прятались, словно тараканы, в разные щели".

Отличительной особенностью сирийского командования Демченко называет авантюризм. Приводя такой пример: зачастую сирийские войска шли в бой с боекомплектом, рассчитанным на… час. Хотя СССР вооружал их до зубов, всем, что было необходимо. "И те, кто сейчас работает в Сирии из наших специалистов, — сказал в заключение эксперт, — считают, что боеспособность сирийских войск осталась на прежнем низком уровне".

Между прочим, относительно тех же Голанских высот стоит упомянуть, что уже во время войны 1973 г. там у сирийцев было девятикратное превосходство в живой силе и технике. Но отбить их не удалось.

Вообще же тогда на стороне Сирии сражались Алжир, Египет, Иордания, Йемен, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Судан и Тунис, а также палестинские вооруженные формирования, пакистанские добровольцы и кубинская бригада. Не помогло, проиграли.

А сейчас у Сирии ни прежней советской помощи, ни былых союзников. Кого же имел в виду Валид Муаллем, говоря о едином фронте с "несколькими странами региона"? Ну разве что Ливан и Палестина. Сомнительное подспорье. И не очень понятно, на чем основаны "страшные угрозы" сирийского руководства, которое рвется в драку с Израилем.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

 

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *