Шииты не оправдали надежд Пентагона

По новому плану, американцы останутся в Ираке еще, как минимум, на два года. Предлагая эту стратегию, Пентагон фактически признает, что предыдущая провалилась. Сделав ставку на шиитов, Вашингтон не учел, что те составляют меньшинство в арабском мире и после свержения Саддама жаждут отомстить за свои унижения. Сунниты готовят ответ…

В то время как Белый Дом спорит с Конгрессом о будущем Ирака, американское военное командование подготовило детальный секретный план, который предполагает значительную роль своего воинского контингента в этой стране на ближайшие два года. Скоординированная стратегия главного американского командующего и американского посла, нацелена на укрепление безопасности в отдельных иракских провинциях, включая Багдад, к лету 2008 года. Как утверждают знакомые с проектом американские официальные лица, наведение порядка в общеиракском масштабе планируется достичь к лету 2009 года.
 
Документ, известный как Объединенный план кампании, является детализацией новой стратегии США в Ираке, которую президент Буш анонсировал в январе, решив дополнительно отправить в регион конфликта пять десантных бригад и другие подразделения суммарной численностью 28 тысяч человек. Общее число американских солдат в Ираке достигло 160 тысяч. Эти действия, по сути, перечеркнули прежнюю стратегию Белого Дома, которая предусматривала передачу иракцам функций поддержания общественной безопасности. Увеличение американского контингента было произведено, как утверждал Вашингтон, для противодействия междоусобным столкновениям в Ираке и обеспечения условий для проведения политических реформ.

Командующий войсками США в Ираке генерал Дэвид Петреус и посол США Райан Крокер должны были отчитаться перед Вашингтоном о результатах предпринятых мер в сентябре. Когда вместо отчета предлагается новая стратегия, да к тому же досрочно, это означает, что прежняя с треском провалена. Согласно новым подходам, политические лидеры Ирака опять нуждаются в передышке, которая позволит им вновь попытаться достичь национального примирения.

Новый план Вашингтона, охватывающий двухлетний период, ничего не говорит об общей численности экспедиционного корпуса США и намеченных к возвращению домой подразделениях. Сокращение ожидается, но позже – к концу этого года или в следующем. А пока американские морпехи продолжат обучение иракских военнослужащих и будут бороться с суннитскими боевиками, которых вашингтонские чиновники по-прежнему расценивают как террористов.
 
Изложенные в документе задачи выглядят, с точки зрения New York Times, излишне амбициозными – учитывая нескончаемые стычки с непримиримыми повстанцами-суннитами, склонную к предательству шиитскую милицию, непоследовательность иракских лидеров в поисках национального согласия, а также открытое вмешательство в иракские дела со стороны соседних Ирана и Сирии. На этом фоне последние заявления Белого Дома о достигнутом якобы прогрессе в иракском урегулировании не слишком убедительны, полагает газета: велика вероятность, что новая стратегия администрации США может натолкнуться на стремление многих законодателей к скорейшему сворачиванию военной операции. Критики Буша из стана демократов говорят о неделях военного присутствия в Ираке, но никак ни о годах.

Между тем, план, авторами которого являются все те же Петреус и Крокер, уже доложен министру обороны и главе объединенного комитета начальников штабов. Как прогнозирует New York Times, официально новая стратегия США в Ираке будет объявлена уже на этой неделе.

В документе предусмотрены две фазы – ближайшая и промежуточная. До июня 2008 года американские войска будут обязаны обеспечить «локальную безопасность» в Багдаде и прилегающих к иракской столице районах. Сегодняшних террористов станут называть бывшими повстанцами и нажмут на иракское правительство, чтобы оно добивалось прогресса по программе национального согласия. Каким образом сугубо политических целей можно достичь средствами морской пехоты, New York Times не детализирует.

Еще менее ясен инструментарий для достижения – не позднее июня 2009 года – «промежуточной» цели: опираясь на урегулирование на местах, придать более широкий смысл безопасности в общенациональном масштабе. Военачальники Пентагона не спешат гарантировать успех и признают уже сейчас, что план, возможно, придется пересмотреть, если его положения не найдут поддержки у населения Ирака.

«Если, в конечном счете, иракское правительство, различные секты и группы не придут к согласию о том, как разделить власть, распределить ресурсы и остановить насилие, нам придется заново пересмотреть данную стратегию», – заявил представитель штаба американского экспедиционного корпуса в Ираке полковник Мансур.

Предыдущая американская стратегия, которую пытался проводить бывший командующий генерал Джордж Кейси-младший, была нацелена на расширение участия иракского населения в гражданском самоуправлении и поддержании правопорядка. Официальный Вашингтон, признавая ее полный провал, предпочитает не вдаваться в детали. Попросту иракцы оказались к правоохранительной миссии не готовы, и произошла вспышка кровопролития на межконфессиональной почве. И никакого анализа подоплеки.

Вашингтону не хватает сил признать, что в Ираке он неосторожно поставил на париев исламского мира и развернул не гражданскую, а религиозную войну. Да, больше половины граждан Ирака – шииты. Но в исламском мире доминирует суннизм. Шииты составляют не более 10% от общего числа мусульман. Сунниты воспринимают постулаты Корана буквально, шииты суть ревизионисты, привнесшие в учение пророка многие «недозволенные» новшества. Таков в самых общих чертах многовековой конфликт старообрядчества и реформаторства во второй по численности мировой религии.

При Саддаме Хусейне шиитское большинство было фактически отодвинуто от управления страной, и это обстоятельство всегда удваивало здесь предпосылки сектантского раскола. Поэтому первое, с чем столкнулись американцы, пытаясь наладить гражданское самоуправление в стране после Хусейна, была вопиющая неготовность шиитов работать в органах власти, служить в полиции и армии. Во-первых, напрочь отсутствовал навык, во-вторых, не было желания. Шиитские вековые обиды требовали немедленной сатисфакции - «Грабь награбленное!».

Суннитское меньшинство, напротив, представляет собой касту управителей. Почти никто из бывших офицеров или чиновников не пошел на службу сформированному оккупантами режиму. Высшее офицерство сумело спрятать значительное количество оружия и боеприпасов. Действуют хорошо законспирированные сети боевиков. Это, вне всякого сомнения, идейные бойцы, сверхзадача которых в том, чтобы вернуть свои утраченные привилегии и снова прийти к рулю государства.

Декоративное избрание спикером иракского парламента суннита не могло по определению создать хотя бы видимость межконфессионального баланса в стране. Вековая жажда мести нашла выход в уничтожении суннитских мечетей. Новые шиитские лидеры расписались тогда в полном своем бессилии обуздать террор религиозных фанатиков-единоверцев. Межрелигиозные столкновения в Ираке только в марте 2006 года унесли жизни 1300 человек. Варварская казнь Саддама сделала тирана мучеником и очень надолго отодвинула надежду на примирение. Новая стратегия Вашингтона никого и никак этому не приблизит.

Со времени вторжения в Ирак в 2003 году американские войска потеряли убитыми более 3500 человек.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить