Хотели как лучше, а получилось как в Ираке

Вашингтону нужны козыри, чтобы провести жесткую резолюцию по Ирану. И они появились в виде сообщения о том, что эксперты МАГАТЭ нашли в иранском хранилище следы обогащенного урана. Для принятия резолюции Вашингтону требуется поддержка Москвы, однако после Ирака мало кто верит американским разведданным. Вот МАГАТЭ и пригодилось, правда теперь авторитет Агентства может быть подорван.

Сообщение о том, что эксперты МАГАТЭ обнаружили в одном из иранских хранилищ радиоактивных отходов «следы плутония и высокообогащенного урана, происхождение которых пока неизвестно» вписывается в логику противостояния ведущих стран мира по иранской ядерной программе.

Каждой из сторон для отстаивания своих интересов нужны веские аргументы, доказательства, доводы, а если их нет, тогда надо придумать и представить, но так, чтобы они были ко времени и к месту.

В истории много подтверждений этому. Убийство эрцгерцога Фердинанда и начало Первой мировой  войны, «захват» польской радиостанции немецкими солдатами, переодетыми в польскую форму как повод ко Второй мировой войне.

В 1964 году США спровоцировали инцидент в Тонкийском заливе, подорвав свой корабль, и нашли аргумент в пользу широкомасштабной войны во Вьетнаме.

Для начала войны в Ираке использовалась легенда об оружии массового поражения на его территории. А в качестве доказательства Дик Чейни даже принес в ООН пробирку с якобы отравляющим веществом. Война закончилась, а повод к ее началу так и не нашли.

Теперь США необходимы аргументы в пользу жесткой резолюции по Ирану. Время поджимает. Для встречи с президентом России нужен козырь. И он появляется из рукава «как раз к обеду» в виде утечки из четырехстраничного доклада Гендиректора МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи.

И не важно, что в коротком докладе можно найти нестыковки. Если исходить из того, что «агентство не в состоянии продвинуться вперед в попытках проверить и подтвердить отсутствие в Иране незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности», то тогда каким образом можно найти «следы плутония» в одном из хранилищ?

То есть, надо понимать, что у Ирана уже столько плутония, что девать некуда и он выбрасывает его на свалку. Формулировка о неизвестности происхождения этих ядерных мероприятий свидетельствует, что МАГАТЭ хочет, с одной стороны, не потерять лицо, но в то же время не обидеть США.

Кроме того, США серьезно раздражает позиция России по иранскому ядерному проекту. Поправки, внесенные Москвой, существенно сокращают возможности Запада для давления на Иран.

В проекте резолюции евротройки (Великобритания, Франция, Германия) от всех государств требуется «не допустить поставок, продажи или передачи Ирану любых предметов, материалов, оборудования, товаров и технологий, которые могли бы быть использованы в его ядерной программе и программе баллистических ракет».

Американцы стремятся дополнить текст запретами на зарубежные поездки иранских физических лиц, имеющих отношения к ядерным и ракетным программам, а также заморозить их финансовые активы.

Суть российских поправок в том, чтобы санкции ограничились исключительно деятельностью, связанной с обогащением урана, реакторами на тяжелой воде и разработкой систем доставки ядерного оружия.

Расхождение во мнениях по Ирану явно застопорит работу Совбеза, консультации могут проходить до бесконечности, а Вашингтону нужен результат, причем в свою пользу.

При этом Буш понимает, что после Багдада и его оружия массового поражения доверие к развединформации Белого Дома упало, и для давления на Москву нужна третья, желательно авторитетная и профильная сторона. Вот МАГАТЭ и пригодилось.

Странен еще один факт. Утечки из доклада МАГАТЭ были обнародованы спустя несколько часов после того, как президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил о новых ядерных планах Тегерана. По его словам, к 30 марта 2007 года Иран выйдет на промышленные масштабы обогащения  урана.

Получается, что эксперты Агентства или знали о «следах плутония» и молчали, обманывая мировую общественность или, как говорят в народе речь идет о «заказухе».

Есть опасения, что 4 страницы доклада могут подорвать авторитет организации. Хотели как лучше, а получилось как в Ираке.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить