Британцев переиграли по высшему классу

В истории с захватом и освобождением британских моряков Исламская Республика одержала убедительную победу с точки зрения политики и морального духа. Увидев, что Лондон не готов к немедленному удару возмездия, иранский президент спокойно отпустил пленных, демонстрируя гуманность и трезвость мышления. Британцы, наоборот, унижены, а миф об их несгибаемости развеян.

История с британскими моряками удивила политиков, военных и вообще всех, кто хоть немного знаком с историей войн и военных конфликтов.

Есть правила писанные и неписанные, которым следуют в большинстве армий мира. Это, прежде всего, поведение в плену, которое требует от военнослужащего мужества и стойкости. Не зря во многих уставах вооруженных сил этому вопросу посвящается несколько статей. В случае с англо-иранским конфликтом и пленные, и захватчики не устают преподносить сюрпризы.

См. подробнее иранский сюжет

Двухнедельный плен закончился братанием президента Ирана с морпехами. Премьер-министр Великобритании под давлением общественности готов был уже пойти на серьезные уступки, но после освобождения моряков разразился угрозами в адрес Тегерана, которые удивили даже сограждан.

Сами плененные, если судить по видеоряду, были далеки от истощения и уж совсем не истерзаны.

Так, что же произошло на самом деле? Об этом можно судить только по косвенным признакам. Вопрос нарушения границы до сих пор остается открытым. Да это сейчас и не важно. Важно, как был использован этот инцидент.

Иран обыграл этот случай по высшему классу. Во-первых, он показал неспособность Великобритании к быстрым и решительным действиям по освобождению своих солдат из плена, дипломатическое бессилие и военную неподготовленность Лондона.

Тегеран оказался хозяином положения и действовал по своему усмотрению, безусловно унизив британцев. Президент Ирана предстал всему миру гуманным, доброжелательным и абсолютно расчетливым. Выдержав положенное время, когда по логике должно произойти военное вторжение, и не получив его, Ахмадинежад отправил «повод к войне» на родину.

Читайте: Иран предпочёл бы начать войну, пока Пентагон к ней не готов

При этом рухнул миф о стойкости и преданности короне элитных частей морской пехоты. Рассказывать противнику за плотным ужином или игрой в шахматы о том, что они шпионили за ним, могут только перебежчики.

Министерство обороны Соединенного Королевства вопреки традициям и порядку расследования чрезвычайных ситуаций передало подчиненных в руки журналистов, вероятно не надеясь узнать правды о случившемся. Правда, сделано это было не сразу.

Только после прибытия моряков в Великобританию военное руководство и контрразведка могла скорректировать показания пленников перед общественностью. Слишком восторженно британцы прощались с Ираном. А один даже хотел вернуться, чтобы изучить эту страну и полюбоваться на горы. Хорошая морально-психологическая подготовка перед нападением на противника!

От такого действительно будешь в шоке, и контрпропаганда должна быть прямолинейной и кондовой. Так, собственно, и получилось. Очнувшиеся от гипноза персидского гостеприимства моряки сорвали президентские костюмы и стали вспоминать о подземных казематах, связанных руках и повязках на глазах и гробах, которые сколачивали перед ними (вообще-то персы, как и арабы, хоронят в саванах).

Но в Лондоне выбрали наихудший вариант решения внутренней проблемы пятнадцати моряков. Им разрешили продать за деньги свои воспоминания. Трудно предположить, какого качества будут эти материалы, но у военнослужащих ее Величества появился прецедент подзаработать не только на поле боя, но и в буквальном смысле, на стороне (противника).

Если подобные случаи в мире станут обычным явлением, то армиям придется переписывать воинские уставы, а также Женевскую конвенцию о военнопленных, включив в нее обязательный пункт о прощании заключенных с главами пленивших их государств.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить