Японская экспансия начнётся с Южных Курил?

Не успев прийти к власти, новое правительство в Токио принялось горячо обсуждать тему Курильских островов. Японский МИД отмежевался от заявлений своего шефа, который готов смягчить территориальные претензии к России. Внешнеполитический курс Токио при новом премьере напоминает тактику «ползучей экспансии». Между тем, послевоенные договоренности вообще лишают Японию права требовать возврата Южных Курил.

Новый глава японского Таро Асо предлагает решать территориальные проблемы с Россией в рамках переговоров на высшем уровне.

«Необходимо, чтобы вопросы обсуждали первые лица государств, способные принимать конечные решения. Президент Путин прилагает усилия для решения этих вопросов, однако он может счесть японскую позицию слишком жесткой, поэтому мы ожидаем конкретных решений при личных встречах руководителей», - подчеркнул Асо в пятницу. Его слова цитирует радио «Маяк» .

Между тем, японский МИД дистанцировался от высказываний своего шефа по поводу того, что Япония может смягчить территориальные претензии к России. Как заявил накануне Асо, Токио может согласиться на передачу не четырех, а только трех Курильских островов.

«Нельзя больше говорить, что мы победим, если получим четыре острова, а они победят, если будет только два», сказал глава внешнеполитического ведомства.

Официальный представитель японского МИДа Мицуо Сакаба подчеркнул в этой связи, что заявление Ассо является личным мнением министра.

Как бы то ни было, затянувшийся спор, похоже, получает новый поворот. Инициатива Асо в корне отличается от позиции прежних японских правительств, которые добивались от России возврата всех Южных Курил – Итурупа, Кунашира, Шикотана и прилегающей к ним гряды островков. Максимально, на что были готовы в Токио, – оговорить сроки и очередность передачи спорных территорий под юрисдикцию Японии.

Москва не раз предлагала Японии решить проблему на основе Советско-Японской совместной декларации 1956 года, где отмечено: «СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабоман и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора» (ст.9).

Однако, ни в 1956 году, ни 50 лет спустя Япония не идет на такие уступки, заявляя, что предлагаемые острова составляют семь процентов оспариваемой территории. Теперь министр из кабинета Синдзо Абэ предлагает искать решение по формуле «не четыре и не два, а где-то между».

В ходе предвыборной кампании сам Абэ заявил о намерении изменить конституцию в пользу участия Японии в военных операциях за рубежом и проводить внешнюю политику, направленную на «утверждение» роли Японии в мире. На этом фоне обращение к Москве с предложением о разделе спорных территорий вызывает настороженность.

Японские эксперты предлагают дать каждой из сторон по одному крупному острову Южнокурильской гряды. Кроме того, Японии должны отойти обещанные по Декларации 1956 года мелкие острова Шикотан и Хабаман. В итоге, три названия окажутся во владении Японии, и, один – во владении России. Вероятно, такие аппетиты Токио вызваны недавним заявлением президента России о том, что «с Японией нам бы хотелось урегулировать все наши спорные вопросы, в том числе территориального характера, но на приемлемых условиях и для России и для Японии».

Правда, радость японцев по поводу этого заявления может омрачить другая цитата (от 3 сентября 2000 года): «Территориальная проблема существует, и ее надо обсуждать. Но Россия никому не собирается отдавать свои земли».

То, что это российская земля, доказано многократно. Права СССР и его правопреемницы России вытекают из Каирской (1943 г.), Ялтинской и Потсдамской конференции держав-победительниц (1945 г.) и являются прямым следствием поражения Японии в войне. Юридически эти права базируются на правовом институте наказания государства-агрессора, закрепленного в Уставе ООН. Одной из форм ответственности агрессора является отторжение от него части территории.

Наряду с этим, подписав 8 сентября 1951 года Сан-Францисский мирный договор, Япония отказалась от всех прав и претензий на Южный Сахалин и Курильские острова аналогично тому, как отказалась от Тайваня (Формоза) и Кореи.

Бессрочный характер этого договора не позволяет Японии, не нарушая его, претендовать на любую часть Южных Курил. Таким образом, отказ Японии от островов носит абсолютный характер и не дает правовых оснований на претензии, независимо от того, что Советский Союз договор не подписал.

Кроме того, Япония фактически признала юрисдикцию СССР над Южными Курилами, подписав совместную Советско-Японскую декларацию 1956 года, где Курильская гряда признавалась территорией СССР, а также серию рыболовных соглашений 1960-80х гг., в которых японцы обязались соблюдать советские законы и правила.

Соответственно, утверждение Японии о том, что вопрос о линии прохождения российско-японской границы остается до настоящего времени неурегулированным, не соответствует действительности.

Даже гипотетическая утрата Южных Курил повлечет ряд негативных последствий. Это будет стимулировать новые территориальные претензии со стороны Японии на весь Курильский архипелаг и Сахалин, вызовет цепную реакцию претензий к России со стороны других государств. К примеру, Германия, в таком случае, может претендовать на Калининградскую область, Финляндии – на часть Карелии.

Это может побудить Японию к инициированию своих претензий на китайские и корейские острова, что означало бы пересмотр послевоенных границ и дестабилизацию на Дальнем Востоке.

Кроме того, уступки по отношению к Японии сузят военно-стратегические возможности ВМФ России по развертыванию противолодочной и ударной группировок Тихоокеанского флота в этом регионе.

Южнокурильские острова имеют исключительно важное экономическое значение. На континентальном шельфе углеводородные ресурсы составляют 1,6 – 1,8 млрд. тонн условного топлива. Запасы золота оцениваются в 1867 тонн, серебра – 9284 тонны, титана – 39,7 млн. тонн, железа – 273 млн. тонн.

На Итурупе присутствует редкий металл рений, ежегодная добыча которого составляет 36 тонн, что соответствует его годовому мировому потреблению. Другого такого места в России нет. Совокупно разведанные запасы полезных ископаемых на Южных Курилах оцениваются в 45,8 млрд. долларов США.

Похоже, изучив опыт предшественников, новый премьер избрал тактику ползучей экспансии, «откусывать понемногу». Хотелось бы напомнить жесткому политику принцип «uti possidetis», то есть «владей, чем владеешь».

Владимир Анохин , «Правда.Ру»

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить