Не спешите прощаться с Курилами

Недавно с недоумением увидел на одном из сайтов громкую «шапку»: «Путин хочет отдать Японии острова». «Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Японии Таро Асо будут обсуждать любые варианты решения территориальной проблемы и заключения мирного договора», - заявил Путин в Токио на совместной пресс-конференции после встречи с японским премьером.

Разговоры о возможности или невозможности передачи нескольких необитаемых и одного полуобитаемого острова южной оконечности Курильской гряды всякий раз принимают спекулятивный характер, едва речь заходит о том, что пора бы нам подписать с Японией мирный договор. Впервые, такой сценарий политического разрешения давнего территориального спора был озвучен ещё в 1956 году, когда СССР заявил о готовности подписать с Токио мирный договор на основе уступки Шикотана и Хабомаи. С той поры и по сей день официальная советская, а затем российская позиция колебалась от данного варианта до отказа обсуждать территориальную проблему в принципе. Все зависело от того, какие настроения превалировали в коридорах власти.

Читайте: Япония: армия, которой не должно было быть .

Впрочем, подобное предложение решения территориального спора с Японией ни к чему, как советское партийно-политическое руководство в лице генсеков, так и нынешнюю российскую власть в лице президента не обязывало, поскольку неизбежно отвергалось японской стороной, настаивающей на безоговорочном возврате всех четырех островов - Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи - перешедших под контроль СССР в результате Второй мировой войны.

Однако в последнее время идея раздела территории четырех спорных Курильских островов поровну не раз высказывалась в обеих странах на уровне экспертов и отдельных политиков.

В 2006 году Таро Асо, тогда еще министр иностранных дел, тоже заявлял о такой возможности, правда, оговорившись, что высказывает личную точку зрения. В результате за Россией остались бы три четверти самого большого из четырех островов - Итурупа, а к Японии отошли бы 25 процентов площади Итурупа и три небольших острова - Кунашир, Шикотан и Хабомаи.

Возможно, это был зондаж общественного мнения, поскольку от подобного рода высказываний на частном уровне до переноса этого вопроса в практическую плоскость - дистанция огромного размера.

Поэтому придавать ради громкой «шапки» столь категоричный характер острожному высказыванию российского премьера в ходе его визита в Токио, явно не следует. Россия подпишет мирный договор с Японией только на условиях, отвечающих российским интересам, заявил премьер-министр Владимир Путин.

«Это может быть сделано только таким способом, который будет отвечать национальным интересам России», - заявил премьер. Он подчеркнул, что проблема заключения мирного договора возникает на всех уровнях. «Вопрос такого уровня, такой остроты невозможно нормально, цивилизованными средствами решить между враждующими сторонами или теми странами, которые относятся друг к другу недоброжелательно. Такие сложные вопросы можно решить только между друзьями», - сказал Путин.

На завтраке с японскими бизнесменами российский премьер делал акцент на развитии совместных деловых проектов, что, по его словам, «позволит выйти и на решение глобальных вопросов, в том числе и на заключение мирного договора».

Находясь в Токио Путин, в частности, предлагал японцам участвовать в строительстве завода по сжижению природного газа вблизи Владивостока с последующей поставкой топлива в Японию, развитии Восточно-Сибирского нефтепровода, модернизации Транссибирской железной дороги и эксплуатации лесных богатств Сибири. Во время визита Москва и Токио подписали новое соглашение о сотрудничестве в ядерной области, благодаря чему доля российского обогащенного урана для АЭС на японском рынке должна увеличиться с 15 до 25 процентов.

О конкретных условиях и сроках заключения мирного договора Владимир Путин не говорил, а лишь подчеркивал необходимость формировать «позитивную атмосферу для выхода на решение сложных проблем, доставшихся Москве и Токио от прошлого».

Читайте: Япония стала важнейшим союзником США .

В свое время известный российский государственный деятель Сергей Юльевич Витте, получил в обществе презрительную приставку Витте-Полусахалинский. Хотя это по отношению в Витте была историческая несправедливость. Условия мирного договора с Японией, оговоренные Витте в Портсмуте, после позорного поражения России в русско-японской войне, были для Российской империи все же не так унизительны.

Не спешите прощаться с Курилами
Не спешите прощаться с Курилами

После революции она потеряла куда больше. После Второй мировой войны Советский Союз вернул свои утраченные территории.

Так что угроза получить сомнительную приставку «ПолуИтурупская» для российской делегации в Японии столь же сомнительна, как разного рода спекуляции вокруг визита премьера в эту страну.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы