Автор Правда.Ру

Тайны войны

100 лет назад разразилась война с Японией. Для России она обернулась поражением, для флота — разгромом, для русских моряков — моральной победой. Русско-японская война 1904-1905 гг. для подавляющего большинства родившихся при советской власти, как мне кажется, так и осталась неизвестной. События тех лет на Дальнем Востоке, конечно же, вошли во все учебники истории, но трактовались они только как предпосылка к последующей революции 1905 года.

Немудрено, что в той трагической для России эпопее осталось немало загадок. Впрочем, не столько загадок, сколько явлений и моментов неясных или не убеждающих до конца.

Две версии одной Цусимы

О предтече и самой трагедии русского флота при Цусиме большинство из нас знают по книге А. С. Новикова-Прибоя. В определенной мере, можно сказать, это классика. Здесь все разложено в строгой последовательности и вывод сделан для тех лет, когда вышла "Цусима", предсказуемый: во всем виновато самодержавие и бездарные царские адмиралы. Насчет самодержавия спорить вряд ли стоит, а в отношении "бездарных адмиралов" я бы не стал делать однозначных выводов. Любая, даже самая маленькая война слишком мудреное дело, чтобы рассказывать о ней однозначно. Взгляд Алексея Силыча Новикова, участника Цусимы, — это один взгляд на события, скажем так, с нижней палубы. Иное дело "Расплата" - трилогия Владимира Семенова, кстати тоже участника войны и сражения 2-й Тихоокеанской эскадры. Старший офицер транспорта "Ангара", затем крейсера "Диана", а еще позже офицер походного штаба на "Князе Суворове", Владимир Иванович Семенов дает нам представление о том, как принимались решения командованием, и объясняет, чем они были продиктованы. Это уже иная позиция исследователя, как и новая попытка разобраться в истоках случившейся трагедии. К сожалению, трилогия, как и сама личность Владимира Ивановича, по известным причинам долгое время оставалась недоступной советскому читателю. Мой настоятельный совет думающим, непраздным соотечественникам, кому не все равно, в какой стране он живет и какими были его прапрадеды: обязательно прочтите и "Цусиму", и "Расплату".

Честь адмирала Рожественского

Вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский в той неудачной для России кампании командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой. Его личность у историков флота, как в прошлом, так и сегодня, вызывает немало суждений и вопросов. Еще бы, в свое время на вице-адмирала "повесили всех собак" за поражение при Цусиме. Исследователи пытаются выяснить, был ли он бездарным выдвиженцем царского окружения либо заложником, тем обреченным командующим, который прекрасно знал, чем кончится авантюрная затея с отправкой эскадры на Дальний Восток. Иные авторы изображают его властным самодуром, другие, главным образом теоретики морской тактики, утверждают, что именно благодаря "непонятному для многих маневру" Рожественского в цусимском бою русские корабли избежали еще более безжалостного истребления. Так каким он был в действительности? Что двигало им? Тщеславие? Страх не выполнить приказ? Или все-таки долг, честь офицера? Вряд ли бы бесчестный человек мог потребовать суда над собой, а на суде полностью взять вину за поражение на себя и потребовать себе смертного приговора. А именно так и поступил русский морской офицер — вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский! Из великого множества адмиралов "ельцинского призыва" еще ни один не признал себя ответственным за безжалостное и планомерное уничтожение российского флота. О суде вообще нет речи. Все адмиралы сочли, что здесь они ни при чем. Но так ли это? Последнее время я часто ловлю себя на мысли, что звучащее из уст многих сегодняшних офицеров "честь имею" стало не более чем заученной уставной фразой.

Мифы, рожденные "Мифами"

8 февраля подвигу крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" исполнится 100 лет. Память об этой баталии, случившейся в первый же день той войны, стала не только хрестоматией героизма на русском флоте, но и нашей национальной святыней, если хотите. Но мы живем в циничное время, когда на якобы новом взгляде в историю можно заработать, и появляются охотники развенчать русских моряков. И вот уже подсчитана и просчитана "цепь ошибок" командира "Варяга" В.Ф. Руднева. И крейсеру с канонеркой, оказывается, вовсе не надо было прорываться из Чемульпо днем. И открывать кингстоны крейсера не следовало — лучше было бы взорвать. И так далее в том же духе... Наша невзыскательная, если не сказать, полуграмотная публика такие наживки заглатывает как сенсацию и затем донимает, в том числе и редакцию, вопросом: "А вы знаете что?" Так вот можем заверить — знаем. Как знаем и то, что книги типа "Мифы и легенды российского флота" В.Д. Доценко, где автор местами допускает в двух предложениях по четыре грубые фактические ошибки, пекутся сегодня будто блины. На издание подобных "Мифов" находятся деньги, и деньги немалые. А вот на серьезные исследования их нет. Вообще-то, подвигом наших предков восхищались даже японцы, которые воздали русским морякам почести и к тому же создали музей "Варяга" в Чемульпо (Инчхоне). У японцев, напавших на два наших корабля целой эскадрой, сомнений в героизме русских не было, а у современных российских "исследователей" они появились. С чего бы? Когда "чернуха" и "желтизна" стали не только средством обогащения, но и нормой нашего бытия, стоит ли удивляться "творчеству" бессовестных авторов?! Знаем мы и о том, что спросить за подобные переиначивания истории некому. Очевидцев событий, как понимаете, давно уж нет в живых, а современная и официальная историография России сегодня ангажирована вовсе не для объективного расследования прошлого.

"Варяг" на Севере

Есть повод сегодня рассказать еще и о том, что для большинства северян представляется фактом неизвестным: как героический крейсер "Варяг" приходил в... Мурманск, где формировалась флотилия Северного Ледовитого океана. Произошло это через несколько лет после окончания русско-японской войны. А до этого, напомним, японцы приложили немало сил и средств, чтобы поднять крейсер, затопленный в бухте Чемульпо. В конце концов они его подняли, отремонтировали и ввели в состав своего флота под названием "Soya". Понятно, для России было делом чести вернуть корабль. И Россия даже в тяжелом, военном 1916 году денег на это не пожалела. Шла Первая мировая, и "Варяг" прибыл в Мурманск, чтобы усилить наши морские силы на Севере. Корабль, правда, требовал серьезного ремонта, и для этого в феврале 1917-го его отправили к союзникам — в Англию. Потом вмешались октябрьские события. Англичане отказались вернуть нам крейсер. Еще через год во время буксировки на разборку корабль — легенда русского флота затонул в Ирландском море. К слову, в прошлом году на месте гибели корабля работала специальная подводная экспедиция, которая окончательно подтвердила факт затопления "Варяга".

За веру, царя и Отечество?

В канун 100-летия начала русско-японской войны Первый канал включил в свою программу художественный фильм "Крейсер "Варяг". Фильм старый, 1946 года, и, разумеется, можно много спорить о его достоинствах. Но с учетом векового юбилея событий, на основе которых была создана кинокартина, наше телевидение могло бы найти для этого фильма другое время, а не 6.20 утра. Кстати, самое лучшее время в этот день отдали передаче "Кто хочет стать миллионером?". Комментарии излишни. Из всего множества вопросов, проистекающих сегодня из баталий русско-японской войны, более всех меня занимает один: за что так бесстрашно, не жалея жизни, дрались тогда русские люди? За веру, царя и Отечество? Но Россия начала ХХ века не была ортодоксально набожной страной. Царя Николая Второго, которого сейчас пытаются изобразить святым, народ уже тогда не любил. За Отечество? Но социальный раздрай в русском обществе бытовал катастрофический. Тогда что же так мощно сплотило нашу нацию на палубах тихоокеанских кораблей и бастионах Порт-Артура? Нам бы не мешало прислушаться к тревожным колоколам русско-японской войны. Олег Химаныч, "Корабельная сторона", Северодвинск

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру:
http://english.pravda.ru/main/18/90/363/12040_tsushima.html

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Потерпевшей потребовалась госпитализация, а злоумышленников полиция задержала полиция по горячим следам: они оказались безработными выходцами с Ближнего Востока

Четверо беженцев изнасиловали пожилую немку

В самое ближайшее время для развития успеха в Дейр эз-Зоре, сирийской армии остро необходимо в ближайшее время переправиться на левый берег Ефрата. В этом им помогает авиация ВКС России.

Уникальные видеокадры уничтожения "флота" ИГИЛ* на Евфрате
Комментарии
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Зачем Россия продает долговые бумаги США — Александр БУЗГАЛИН
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Тайный план США по спасению империи
Погибнут миллионы: пророки и ураганы раздули панику в США
Тайный план США по спасению империи
Астрономы нашли еще одну Луну, вращающуюся вокруг Земли
Тайный план США по спасению империи
Астрономы нашли еще одну Луну, вращающуюся вокруг Земли
Украина опять пытается продать Крым. За 5 миллиардов
Киев начинает обустраивать границу с Донбассом
Земля - народу: каждый работник в РФ получит % от недропользования
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Земля - народу: каждый работник в РФ получит % от недропользования
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Земля - народу: каждый работник в РФ получит % от недропользования
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
"Яблоко" предлагает России смириться
Ученые пытаются найти в мозгу человека "центры мудрости"
Называется "нашел": Навальный "списал" программу у Медведева
На Генассамблее ООН Порошенко призвал быстрее прислать миротворцев в Донбасс