Ядерный спор вокруг КНДР выгоден Китаю?

В Пекине возобновились переговоры по ядерной программе КНДР. Пхеньян больше не верит обещаниям американцев и ужесточает позицию, требуя, прежде всего, отмены финансовых санкций. Ядерные амбиции Северной Кореи могут спровоцировать виток гонки вооружений в регионе. Если бомбу получат Токио и Сеул, это ослабит влияние США, а, значит, будет на руку Китаю.

Подземный ядерный взрыв, проведенный северокорейским режимом три месяца назад, до сих пор отдает гулким эхом в мировой политике. Вступив одной ногой в клуб ядерных держав, и показав всем, располагает средствами доставки ядерных зарядов, Северная Корея стала заметно уверенней в своих действиях.

Понимая, что лучшая гарантия национальной безопасности в наше время – это увесистая атомная дубина, Пхеньян не собирается просто так отказываться от столь мощного оружия воздействия на Вашингтон, Токио и Сеул.

В то же время, крайне тяжелое внутриэкономическое положение страны, усугубленное многолетним неурожаем, вынуждает Ким Чен Ира садиться за стол переговоров – без внешней помощи топливом и продовольствием массовый голод в стране неизбежен.

На этом фоне в понедельник начала свою работу шестисторонняя конференция по ядерной программе Северной Кореи. Представители США, России, Китая, Японии, Северной и Южной Кореи собрались в Пекине, чтобы наметить выход из явного тупика, в который зашла ситуация на полуострове.

Еще в начале 90-х годов, при Ким Ир Сене Пхеньян развернул свою программу создания ядерных реакторов для решения проблемы острого энергодефицита. Побочным эффектом стало бы обладание определенным количеством оружейного плутония, получаемого в результате отработки топливных элементов.

Соединенные Штаты, всерьез обеспокоенные такой перспективой, предложили Пхеньяну построить взамен два реактора на быстрых нейтронах, которые неспособны производить оружейный плутоний, но могли бы хоть немного ослабить острый энергетический дефицит в стране, крайне бедной полезными ископаемыми.

Кроме того, США обязались поставить КНДР мазут для ТЭЦ и определенное количество продовольствия – все это в обмен на отказ северокорейского режима от ядерной программы. Соглашение было подписано и американцы даже приступили к строительству двух АЭС.

Но после смерти Ким Ир Сена и последовавших стихийных бедствий, когда ураганы и ливни подорвали сельское хозяйство, поставив страну на грань гуманитарной катастрофы, американцы сочли, что северокорейский режим стоит на краю пропасти и его надо лишь подтолкнуть. Строительство АЭС было свернуто, поставки мазута прекращены, а в довершение было наложено торговое эмбарго на поставки продовольствия.

Однако режим Ким Чен Ира так и не рухнул, невзирая на все прогнозы американских политологов. К тому же, сын Ким Ир Сена запомнил коварство Вашингтона, вновь запустив ядерную программу с уже не скрываемой конечной целью – создание собственного ядерного арсенала.

Параллельно велись интенсивные работы по созданию средств доставки, итогом которых стал ошеломивший мир запуск собственного спутника. Проведенные недавно ракетные испытания подтвердили, что КНДР имеет свои средства доставки с дальностью, достаточной для поражения американских военных баз в Японии, а в ближайшей перспективе и на западном побережье самих Соединенных Штатов.

А после подземного взрыва, который был произведен 9 октября на северо-востоке КНДР, ни у кого не осталось сомнений, что северокорейским ракетам уже есть, что нести в своих боеголовках. Или, по крайней мере, очень скоро будет, что нести.

Интересно, что, по крайней мере, год назад руководители КНДР выражали готовность возвратиться к безъядерному статусу полуострова, в обмен на возврат к прежним договоренностям и гарантии безопасности для Пхеньяна. Даже было подписано соответствующее соглашение – на встрече в Пекине и в том же составе.

Но практически сразу же после этого США опять ввели против КНДР санкции, под предлогом борьбы с отмыванием денег и распространением фальшивых долларов. В том числе, по требованию США были заморожены счета КНДР на сумму в 24 миллиона долларов в одном из банков Макао.
 
На сей раз, на открытии уже пятого по счету раунда переговоров в Пекине  Северная Корея решительно намерена добиваться конкретных результатов, прежде всего, в области снятия финансовых санкций, а источник в южнокорейских официальных кругах, сообщает что «Северная Корея предъявляет максимальные требования, которые только можно было предъявить». Причем, делегация КНДР отказалась от предложенной американцами «предварительной встречи», сразу вынеся свои претензии на всеобщее обсуждение участников переговоров.

Накануне Пхеньян заявил, что не откажется от своего ядерного арсенала, пока Вашингтон не изменит «враждебный» курс и не отменит прошлогодние финансовые санкции. Было подчеркнуто, что «КНДР намерена твердо отстаивать свое право на дальнейшее исследование в области ядерных вооружений».

Таким образом, оказавшись одной ногой в «ядерном клубе», Пхеньян совсем не настроен тут же отступать – по крайней мере, без серьезных преференций и гарантий с американской стороны.

В любом случае все происходящее имеет принципиально важное значение для США, которые всегда выступали гарантом безопасности Южной Кореи и Японии, а, соответственно, контролировали их армии и территории. Теперь же, ядерная программа КНДР может стать детонатором цепной реакции гонки вооружений во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку в ответ Сеул и Токио, давно уже обладающие «пороговыми технологиями» неизбежно начнут создавать свои собственные, не зависящие от США ядерные арсеналы.

В результате, Япония и Южная Корея начнут проводить гораздо более самостоятельную внешнюю политику. Белый Дом такая перспектива совершенно не радует – особенно в свете все более и более реальных планов по созданию единой азиатской валюты на основе китайского юаня и японской иены. Как появление такой новой валюты скажется на долларе – догадаться совсем несложно…

Создается впечатление, что за всей этой сложной и многоходовой комбинацией явственно прослеживаются экономические и политические интересы Китая, который и получит наибольшие дивиденды в случае реализации подобной схемы, подрывающей основы американского влияния в регионе.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить