США "крышуют" афганскую наркоторговлю?

За шесть с половиной лет «контртеррористической операции» в Афганистане поток наркотиков из страны вырос в 80 раз. При этом спецслужбы США на фоне жесткой борьбы с наркотиками у себя дома ничего не делают для пресечения торговли афганским героином. Исходя из фактов, можно предположить, что США не только прикрывают афганскую наркомафию, но и тесно сотрудничают с ней.

7 октября 2001 года США и Великобритания начали на территории Афганистана «контртеррористическую операцию» против международной террористической сети «Аль-Каида». Декларированные США и Великобританией цели «антитеррористической операции» так и не были достигнуты – организационная и финансовая структуры международной исламистской сети Глобальный джихад Салафи не пострадали и ни один из крупных руководителей «Аль-Каиды» так и не был задержан или ликвидирован.

При этом именно после начала операции США и падения режима талибов в Афганистане начался рекордный рост производства опиума – наркотического сырья для производства героина. Страна вышла на первое место в мире по производству наркотиков опийной группы. В 2007 году производство чистого героина приблизилось к рекордной отметке и составило 810 тонн.

Уже в 2002 году рост производства героина, составил 1400% и был достигнут объем середины 1990-х годов, когда на территории Афганистана было сосредоточено около 70% мировых посевов опийного мака. В 2001 году, то есть в последний год правления движения «Талибан» в Афганистане было собрано 185 тонн опия-сырца, в 2002 году уже 1900-2700 тонн, в 2003 – более 7000 тонн, а это значит 87% мирового потребления и почти 100% потребления в Европе, в 2004 – 12 000 тонн, сегодня ожидаемый суммарный объем произведенного опия может составить – более 15 000 тонн.

За прошедшие годы наркодельцы создали полноценную производственную, кредитно-финансовую и банковскую инфраструктуру, которой могли бы позавидовать лидеры мирового бизнеса. Была создана отлаженная схема сбора урожая опийного мака и опия-сырца, его централизованная доставка на пункты складирования, переработка в морфий и героин, а также дальнейшая доставка по отлаженным маршрутам в страны-потребители.

Традиционно производство опийных наркотиков было сосредоточено в 2 районах: Золотой полумесяц – Афганистан, Пакистан и Иран, Золотой треугольник – Мьянма, Таиланд и Лаос. Интенсивный рост посевов опийного мака и производства героина в Афганистане с конца 2001 года разорил производителей опийных наркотиков в странах Золотого треугольника.

Объяснение этого феномена лежит в чисто экономической плоскости – в начале 2000-х годов оптовая цена диацетилморфина - основания героина в Бангкоке – крупнейшем торгово-расчетном центре азиатского наркобизнеса – составляла 10 000 долларов за килограмм, а в Читрале- перевалочный пункт на афгано-пакистанской границе и Карачи – 650 долларов за килограмм. Таким образом, можно со всей уверенностью говорить о том, что с 2003 года Афганистан стал мировым монополистом в производстве героина.

C начала 1980-х и до конца 1990-х годов выращивание опийного мака производились преимущественно в районах, населенных таджикским и пуштунским населением. Дальнейшая переработка афганского опиума осуществлялась в соседних странах, обладающих соответствующей химической промышленностью. Первые месяцы после начала «контртеррористической операции» ознаменовали собой полное изменение ситуации в Афганистане. В настоящее время выращивание опийного мака происходит на всей территории Афганистана.

Производство наркотиков опийной группы составляет основу экономики и является единственной конкурентоспособной статьей экспорта этой беднейшей страны мира. По разным оценкам, от полумиллиона до двух миллионов афганцев заняты выращиванием опийного мака, экстрагированием опия, транспортировкой, переработкой и доставкой героина. В 2005 году и по настоящее время цифра колеблется от 30 до32 миллиардов долларов (для сравнения – федеральный бюджет Российской Федерации в следующем после дефолта 1999 году составлял чуть более 20 млрд. долларов).

Подобная ситуация была связана с тем, что движение «Талибан», развернувшее вооруженную борьбу за власть в Афганистане в 1994 году, а к концу 1996 года установившее свой контроль над 90% территории страны, заняло однозначную позицию по отношению к производству героина. С 1999 года режим талибов заявил, что намерен твердо проводить в жизнь идею борьбы с «антиисламской» наркоманией, превратив эту идею в предмет политического торга за признание зарубежными странами и международными организациями движения «Талибан» как единственной законной политической силой, представляющей весь афганский народ.

В 1999-2001 годах были предприняты реальные меры по сокращению производства – если в 1999 году было собрано 4000 тонн опия-сырца , то в 2001 – только 185 тонн. Были созданы реальные предпосылки к сокращению выращивания опиумного мака в Афганистане до таких размеров, чтобы эта страна перестала играть сколько-нибудь значительную роль на международных рынках – так, как это было до 70-х годов XX века.

Начало «контртеррористической» операции США и Великобритании на территории Афганистана 7 октября 2001 года поставило крест на надеждах по прекращению производства опийных наркотиков в этой стране.Складывается впечатление, что мировое сообщество в лице США и Великобритании не заинтересовано в решении данной проблемы. Почему? Посевы опиумного мака легко заметны на спутниковых фотографиях и аэрофотоснимках и занимают гигантские площади. Расположение нарколабораторий хорошо известно; так же хорошо известны и крупные государственные и частные химические предприятия в Пакистане.

Еще в сентябре 1999 года Владимир Путин провел переговоры с исполнительным директором Управления ООН по контролю над наркотическими средствами и предотвращению преступности (UNODCCP), где дал согласие на использование спутника фоторазведки Космос-2365 (тип КА «Кобальт») для съемки посевов опиумного мака. Госнаркоконтроль, ФСБ и МВД России не раз предоставляли своим американским коллегам и новым афганским властям разведданные о нарколабораториях, крупных складах наркотиков, основных маршрутах движения караванов с опием и героином. Реакции на действия России со стороны руководства США, Великобритании и Афганистана не было никакой.

Геополитические выгоды от сложившейся ситуации, по всей видимости, столь высоки, что даже наблюдающийся в последние годы рост опийной наркомании в самих США не заставил американское руководство предпринять сколько-нибудь реальные шаги в этом направлении. Так, на сегодняшний день американское правительство пришло к выводу, что самым эффективным средством борьбы с растущей торговлей героином будет формирование трехсторонней комиссии в составе США, Афганистана и Пакистана, несколько заседаний которой уже прошли в Кабуле.

При этом не может не вызывать недоумение политика двойных стандартов: в то время, как производство героина, угрожающее безопасности европейских и азиатских стран, выросло за последние четыре года более, чем в 80 раз. В то же время борьба с производством кокаина и крэка (основными наркотиками на территории США) ведется все более жесткими методами. Так в 2004 году министерством сельского хозяйства США был выделен грант в 10 млн. долларов на разработку нового гербицида для уничтожения посевов коки (сырья для производства кокаина и крэка) в Латинской Америке.

Пентагон неоднократно заявлял о том, что Объединенный контингент антитеррористической коалиции должен быть задействован исключительно для борьбы с террористами и не касаться вопросов борьбы с наркобизнесом. Американские военные получили указание отпустить взятых в плен известных полевых командиров, которые являются крупными наркобаронами, в обмен на их согласие сотрудничать с новыми кабульскими властями.

Таким образом, можно предположить, что значительный рост посевов опийного мака, ставшего за годы «контртеррористической операции» основной сельскохозяйственной культурой в Афганистане, а, следовательно, и производства героина, происходит не без поддержки руководства США и Великобритании. Хотя страны, в наибольшей степени страдающие от афганской наркоэкспансии, неоднократно заявляли о резком ухудшении ситуации в Афганистане, ни Вашингтон, ни Лондон не предпринимают никаких мер по сокращению производства опийных наркотиков.

Таких задач, как борьба с наркобизнесом, перед американскими, канадскими и британскими спецподразделениями не ставится. Официальные власти США, оправдывая свое бездействие в деле борьбы с опийным наркобизнесом, любят ссылаться на то, что финансовые потоки наркобизнеса и терроризма якобы минуют традиционную банковскую систему. С подобными утверждениями сложно согласиться, так как статистика раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, во всем мире показывает, что в перемещении и отмывании средств, полученных от реализации героина, задействованы преимущественно легальные кредитные организации.

В обслуживании афганского наркобизнеса задействованы крупные и хорошо известные во всем мире кредитные организации, в том числе действующие и на территории США. Названия многих из них появлялись в открытых документах по итогам расследований спецслужб и Конгресса США, а также в прессе – в отношении этих компаний не было принято никаких мер.

Официальная позиция американских властей состоит в том, чтобы пресекать финансирование наркобизнесом террористических ячеек на территории США, а деловые интересы упомянутых кредитных организаций в Кандагаре и других узловых центрах наркоторговли их не касаются. При этом сомневаться в характере их деятельности в Кандагаре не приходится, так как финансовое обслуживание торговли героином – это единственное, что может заинтересовать столь крупные организации в одной из самых бедных стран мира.

Исходя из фактов, можно предположить, что США не только прикрывают афганскую наркомафию, но и тесно сотрудничают с ней.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить