Как США посадили Россию на героин

Ситуация с производством наркотиков в Афганистане достигла критического уровня. Штаты, затратив огромные суммы на борьбу с наркобизнесом в Афганистане, способствовали наступлению обратного эффекта (многие считают, что Вашингтон к такому эффекту и стремился). Больше всего от этого пострадала РФ. Как же сейчас решить проблему афганского наркотрафика?

В последнем докладе ООН говорится, что производство опиумного мака в Афганистане за последний год увеличилось почти на 50 процентов. Согласно данным доклада, опубликованным в среду Управлением ООН по наркотикам и преступности (UNODC), общие площади сельскохозяйственных земель, которые используются в Афганистане под посевы мака, увеличились в 2012 году по сравнению с 2007 годом на 36 процентов. Общий объем производства опиатов достиг 5,5 тысяч тонн, что почти на 50 процентов больше, чем в прошлом году (3,7 тысяч тонн).

Афганистан уже давно стал ведущим производителем опиума в мире (75 процентов мирового производства в прошлом году, согласно данным UNODC), а талибы крупнейшими бенефициарами, хотя не менее завязаны на этом бизнесе высокопоставленные афганские государственные чиновники, коррумпированные командиры армии и сотрудники правоохранительных органов.

С момента вторжения в Афганистан в 2001 году США потратили почти 7 миллиардов долларов на борьбу с производством опиатов путем искоренения маковых полей, субсидий на альтернативные сельскохозяйственные культуры и стимулирующие выплаты населению свободных от опиума регионов. Однако последний отчет UNODC демонстрирует, что торговля опиумом все более глубоко укореняется в реальном секторе афганской экономики, становясь ведущей отраслью производства.

Исполнительный директор UNODC Юрий Федотов описал полученные результаты как "отрезвляющие". В предисловии к докладу, написанному в соавторстве с главой соответствующего подразделения Афганистана, он пишет, что стойкий опийный "вирус" грозит еще больше дестабилизировать обстановку в стране после того, как ее оставят международные силы ISAF. В интервью Reuters Федотов сказал, что Афганистан вскоре может стать "полноценным наркогосударством", если ему не будет оказана соответствующая помощь со стороны мирового сообщества. "Необходим комплексный, всеобъемлющий ответ на проблему наркотиков", — сказал Федоров.

Читайте также: Афганистану не помогли, зато России нагадили

Но кто предложит конкретный план и будет его выполнять? Американцы в предвкушении ухода уже свертывают все операции. Да и каковы они были? Были организованы так называемые "команды ликвидаторов", которые были призваны сжигать маковые поля. Но, по данным UNODС, усилия по ликвидации сократились в этом году на 24 процента, поскольку увеличились случаи нападения на эти команды — 143 смертельных случая по сравнению с 102 в 2012 году. Афганская армия отказалась сопровождать эти команды. А сами американцы предпочитали делать набеги на деревни в поисках боевиков-талибов, чем подвергать себя опасностям в боевых действиях на границе с Пакистаном — логове талибов и главном очаге выращивания мака. Что касается продвижения альтернативных культур, то оно было затруднено несопоставимыми ценами (на опий намного выше) и полной неопределенностью будущего Афганистана. И эта неопределенность только увеличивается.

Вывод международных сил, основу которых составляют американские военнослужащие (около 10 тысяч человек), намечен на конец 2014 года. Сейчас разрабатывается соглашение между США и Афганистаном о том, как будут строиться двусторонние отношения после вывода. Специалисты предполагают, что с уходом Хамида Карзая, который отработал максимально возможные два президентских срока, придет другой — не ориентированный на США человек, или он станет таковым в последующие несколько лет. Также прорабатываются сценарии гражданской войны. Ухудшение ситуации с безопасностью скажется на экономике страны, уже прогнозируется снижение ВВП в этом году на 10 процентов, согласно прогнозу Всемирного Банка. Американские аналитики говорят о том, что сельскохозяйственная инфраструктура была уничтожена еще во время войны против Советского Союза. А также указывают на рост потребления наркотиков в самом Афганистане (потребление опиатов между 2005 и 2009 годами удвоилось, потребление героина возросло на 140 процентов). И якобы именно поэтому многие крестьяне обратились к выращиванию мака, пишет, например, Амар Тур (Amar Toor) в газете The Verge.

Читайте также: В. Колесников: Можно ли победить наркобаронов?

Однако, по данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), при талибах (до 2001 года) производство опийного мака было минимальным и резко увеличилось именно с вводом американских войск — почти в 40 раз. Сегодня "четыре миллиона крестьян занимаются культивацией опиумного мака, треть или почти половина населения Афганистана так или иначе втянута в процесс производства наркотиков", — сказал 11 ноября на пресс-конференции председатель Государственного антинаркотического комитета, глава ФСКН России Виктор Иванов. Согласно данным российских спецслужб, на территории Афганистана действует около двух тысяч лабораторий по производству героина, и более 4 миллионов человек принимают участие в процессе.

Иванов видит совсем других виновных в таком плачевном состоянии дел. "Это (производство наркотиков — Ред.) востребовано спросом многих тысяч наркозависимых, это востребовано международной банковской системой, потому что деньги от доходов в конечном итоге поглощаются ею", — сказал Иванов. По словам Иванова, в транснациональную преступность от продажи героина инвестировано более 1 триллиона долларов. "Те войны, которые идут в Афганистане, — это дележ наркокартелей. Нужно, чтобы мировое сообщество в полной мере взяло на себя ответственность за ситуацию в Афганистане", — подчеркнул Иванов.

И здесь уже российский чиновник призывает к "усилиям мирового сообщества". "Венцом усилий в Афганистане предстает мотивирование не абстрактного международного сообщества, а конкретных стран, союзов и учреждений на пресечение наркотрафика", — сказал "Правде.Ру" военный эксперт Борис Подопригора, бывший заместитель командующего объединенной группировкой на Северном Кавказе. По его мнению, это Россия, страны ОДКБ и ШОС.

Читайте также: Демократия США под зеленым флагом ислама

"Нам надо работать с севером Афганистана, там, где проживают узбеки и таджики, и делать ставку на них. У них делать рокадную железную дорогу, поднимать экономику, дать им преференции, дать населению альтернативную занятость. Только так можно будет хоть сколько-нибудь оградить себя от героинового и опийного наркотрафика".

28 октября в Исламабаде завершилась двухдневная встреча глав антинаркотических ведомств Центрально-Азиатского антинаркотического квартета, в состав которого входят Афганистан, Пакистан, Россия и Таджикистан. Участники встречи рассмотрели ход реализации "дорожной карты" (2012 — 2017 годов) четырех государств в сфере антинаркотического сотрудничества. В четверку предлагается включить Иран, который обладает более чем двумя тысячами километров сухопутной границы с Афганистаном и Пакистаном. Согласно данным ООН, Иран в течение последних лет стабильно удерживает лидерские позиции по результатам борьбы с распространением наркотиков и снижением спроса на них.

"Планы создания североафганской железной дороги в Иран и Туркменистан уже давно вынашивает Узбекистан. Навстречу ему Иран уже строит не менее "рокадную" дорогу из Мешхеда в Герат. И тот, кто эту дорогу построит, тот и получит контроль над афганским севером. Россия лидирует в соответствующих технико-экономических разработках и наверняка сможет опереться на свои архивы. Также Россия должна закрыть границу СНГ по Пянджу и Аму-Дарье. Как это было до середины 90-х", — сказал Подопригора.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *