На дне экономической пропасти

Итоги экономического развития Киргизии за 2002 год производят очень грустное впечатление. Более десяти лет независимости этой центральноазиатской республики привели к тому, что почти все отрасли экономики находятся здесь в состоянии затянувшегося и очень глубокого спада. Промышленность, например, даже по сравнению с прошлым, не очень удачным годом, упала почти на пятнадцать процентов. Единственная из всех стран СНГ Киргизия уменьшила объем валового внутреннего продукта (ВВП).
Естественно, что такие итоги сказались и на уровне жизни киргизстанцев. Номинальные денежные доходы в 2002 году здесь несколько увеличились — на 2,6 процента. Но сумма эта — 882 сома в переводе на всем понятную валюту составляет меньше 20 долларов, в то время как минимальный потребительский бюджет почти вдвое больше. То есть строго говоря, вся республика живет в крайней нищете. И этот показатель лучше всего характеризует положение в стране. Во всяком случае, для большинства ее жителей.
Пытаясь найти даже в этой неприглядной картине хоть какие-то светлые краски, официальные органы акцентируют внимание на выгодных им цифрах. Например, они подчеркивают, что за последние годы стабильно развивается сельское хозяйство. Действительно, по данным Нацстаткома, производство зерна, картофеля, хлопка увеличилось даже по сравнению с последними годами советского периода. Однако эффективность этого роста значительно снижается из-за того, что в республике практически умерла перерабатывающая промышленность. Почти все сырье, особенно табак, хлопок, шерсть, кожи уходит за границу в необработанном виде и платят за нее покупатели предельно низкие цены.
А с другой стороны, несмотря на зафиксированный в сводках рост производства, страна по-прежнему наращивает импорт продовольствия. В прошлом году, например, закупки за границей продуктов питания увеличились в полтора раза. Миллионы долларов тратятся на пшеницу и сахар, которыми в былые года республика себя полностью обеспечивала.
Парадоксальными на этом фоне выглядят цифры внешнеторгового оборота. Несмотря на довольно слабую работу производителей он по сравнению с прошлым годом даже вырос, хотя в значительной части за счет импорта. Что же касается экспорта, то здесь главным партнером Киргизии является... Швейцария. Что же покупает эта богатейшая страна у маленькой Киргизии? Оказывается золото, которое добывает здесь киргизско-канадское предприятие "Кумтор". К сожалению, экспорт этот самой Киргизии практически ничего не дает. Страна — хозяин природного золота — от добычи его получает лишь часть прибыли. Сам же металл почти весь остается в руках концессионеров и благополучно вывозится за границу, создавая видимость солидного экспорта.
Однако и эти в значительной степени виртуальные показатели по сравнению с прошлыми годами значительно снизились. Владельцы золотого рудника объясняют это объективными причинами — в прошлом году здесь произошла серьезная авария, обвалился борт карьера. Но есть по этому поводу и другое мнение.
Некоторые эксперты утверждают, что, собрав сверху самые легкие запасы золота, зарубежные инвесторы под разными предлогами сворачивают работы на самом высокогорном предприятии мира. Тем более, что взятые под это золото кредиты они уже выплатили, и теперь значительную часть своей прибыли (две трети) они должны по договору отдавать законным владельцам золота, то есть Киргизии.
Есть надежда, что резкий рост цен на желтый металл на мировых рынках, остановит на некоторое время уход канадцев из Киргизии. Но все равно он неизбежен, и тогда слабая экономика страны лишится сразу почти трети своего валового продукта.
Второй причиной провала экономики власти Киргизии называют резкое снижение экспорта электроэнергии. Продажа ее, как и кумторского золота, давала львиную долю поступлений твердой волюты в бюджет республики. А покупали киргизское электричество соседние страны — Казахстана и Узбекистан — в обмен на поливную воду, которую накапливают гидростанции Нарынского каскада. Однако осадков в прошлом году было больше обычного, и полям Ферганской долины влаги хватило и без киргизской воды. В итоге миллиард киловатт-часов, как обычно, продать не удалось.
Получается, что стагнация и даже откат назад киргизской экономики объясняется чисто внешними причинами. Но это только на первый взгляд. Фактически Киргизия вот уже много лет только имитирует развитие собственной промышленности, затыкая бюджетные дыры кредитами или безвозмездной помощью. Не случайно внешний долг республики (почти два миллиарда долларов) уже значительно превышает ВВП, а предстоящие выплаты по нему могут скоро приблизиться к величине всего республиканского бюджета.
Интересно, что при таких огромных внешних заимствованиях удельный вес инвестиций в реальные секторы экономики совершенно не растет. А в прошлом году он даже снизился в 1,6 раза. Почти все кредиты и гранты тратятся на поддержание курса национальной валюты и погашение бюджетного дефицита. На реконструкцию предприятий и замену оборудования ничего не остается и они медленно умирают. Достаточно сказать, что балансовая прибыль в промышленности за прошлый год сократилась в 2,8 раза.
И еще одна цифра. В официальных сводках уровень безработицы в Киргизии составляет всего 86 тысяч человек. Однако за границей страны, главным образом в России, киргизстанцев работает во много раз больше. Говорят, что более пятисот тысяч человек. То есть половина трудоспособного населения страны. Тенденция эта не только лишает страну перспектив развития собственной экономики, но и является постоянной угрозой социального взрыва. Ведь если Россия доведет до конца свои планы наведения порядка в использовании иностранных рабочих, значительная часть киргизских гастрабайтеров вернется домой. И тогда уже уровень безработицы в стране будет не 5-6 процентов, как считается сейчас, а намного выше. Соответственно возрастет и социальная напряженность.
Самое же печальное состоит в том, что, судя по официальным отчетам, правительство страны вполне удовлетворено сложившейся ситуацией. Во всяком случае никаких экстраординарных мер по выводу страны из экономической пропасти пока не предлагается. А главным достижением минувшего года объявлено решение развитых стран Запада выделить Киргизии очередную долларовую помощь.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *