Афганский кризис по-прежнему далек от разрешения

После шести лет оккупации войсками НАТО Афганистана очевидны ее  промежуточные  итоги.

Необходимо отметить тот факт, что, несмотря на всю критику в сторону командования войсками коалиции, критику, безусловно конструктивную и объективную, плюсов в жизни Афганистана стало несколько больше, чем минусов.

Наметился некоторый рост экономики Афганистана. За последние два года доходы государства возросли примерно в полтора раза. Попытки Талибана и сил Аль-Каеды помешать развитию частного бизнеса и различных национальных экономических проектов так ни к чему и не привели.

Правительства страны   представлено уже в двадцати провинциях Афганистана из тридцати. Кампания талибов по физическому уничтожению официальных лиц государства не помешала воссозданию гражданских служб на всех уровнях.

Структуры  образования и здравоохранения,  которые при талибах были практически неразвиты, теперь способны покрыть примерно половину населения. Хотя убийства врачей , медсестер и учителей продолжаются, все говорит за  то, что антинатовским силам не удастся вернуть страну в средневековое состояние.

Принятая конституция Афганиатана и целый ряд выборов в представительные органы власти всех уровней, несмотря на теракты, все же показали, что  большинство населения,   приняло новый порядок государственного устройства.

Афганская  армия   сейчас насчитывает примерно сто двадцать пять тысяч человек, силы полиции – около тридцати тысяч. Такое количество людей с оружием, подчиненных центральной власти, способно заставить даже самых ярых радикалов задуматься о целесообразности вылазок и терактов.

К тому же  Талибан потерял контроль над своими основными боевыми единицами – пуштунскими племенами и деклассированными элементами, например, в  Кандагаре. Большинство интеллектуальных и религиозных элит, которые в прошлом были заодно с талибами, теперь присоединились к новому политическому менйстриму.

Тем не менее, было бы ошибкой однозначно утверждать, что в Афганистане сейчас все в порядке. Это далеко не так. Удача может легко отвернуться от войск коалиции и талибам может вновь удаться перехватить инициативу. Перемены все-таки не благодаря действиям коалиции, а   просто факту их присутствия. Глава переходного правительства Афганистана Хамид Карзай придерживается политики лаицизма и этатизма (как Ататюрк, примерно).  Убран сильный религиозный фактор из социальной политики, жить народу стало полегче.

Маловероятно, что лидеры Талибана с легкостью вернут себе Кабул и большинство других крупных городов. Они потерпели очень сильное поражение на международной арене еще в середине девяностых, когда от оказания им помощи отказался Пакистан. В связи с тем, что ни Первез Мушарраф, ни кто-либо из его возможных преемников в Исламабаде не пойдет на открытую поддержку талибов, лидерам движения пришлось искать себе других покровителей.

В этой связи за последние месяцы усилились контакты Талибан и правительства Исламской Республики Иран (пока, разумеется,  неофициальные). Альянс с Тегераном, иранская  материальная и военная помощь может помочь талибам продержаться намного дольше, чем   предполагало командование войсками НАТО. Для Тегерана, в свою очередь, было бы неплохо потрепать проамериканское правительство афганского президента Хамида Карзая, хотя отдавать Кабул в руки талибам иранский президент Ахмадинеджад тоже не жаждет.

Помимо помощи Тегерана, есть еще два очень важных фактора, которые подпитывают надежды вождей талибов на победу над коалицией.

Во-первых, большинство европейских союзников США по альянсу устали от нескончаемой войны. Некоторые уже  урезали численность своих воинских контингентов до  тысячи человек. Даже Франция, несмотря на проамериканский характер политики Николя Саркози, готова в скором времени выйти из Афганистана. Антивоенные настроения в Великобритании, Канаде, Австралии ( где, напомним, победу на недавних выборах одержал антивоенный блок) и в самих США вряд ли позволят командованию войсками НАТО в Афганистане сохранить  хотя бы прежнее число активных штыков.

Во-вторых, несогласованность между командными структурами в Афганистане не способствует повышению   боеспособности войск. Дело в том, что командование  сил ООН (именно оно  формально  руководит операцией) скорее всего,  поддержит французскую точку зрения, а именно займется доставкой гуманитарной помощи в разрушенные бомбежками селения. В этом случае натовские генералы заявят о независимости своих действий, что может привести к кризису. Более того, даже командование североатлантического альянса далеко не однородно. Американский генералитет, по сути, проводит отдельные операции на юге Афганистана, в то время как Франция, Германия и Нидерланды стараются действовать сообща и опорой на решения СовБеза ООН и своих правительств. Кроме того, даже в правительстве Афганистана начинает назревать недовольство политикой своих западных союзников. Все это в комплексе вряд ли поспособствует скорейшему разрешению афганского  кризиса.  

Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить